Чего опасаться туристам в Италии? Какие проблемы и неприятности, разочарования, прямые потери в деньгах могут поджидать доверчивого путешественника на Апеннинском полуострове? Безопасно ли ехать в Италии одной или одному, вообще русским туристам в эпоху санкций и ограничений? Eurotraveler напрягся и вспомнил, обобщив имеющийся богатый опыт, а также дополнил статью свежими подробностями!
Заявим сразу — новомодную «болячку» под названием Green Pass, в пандемийные времена терзавшую передовые свободомыслящие умы на территории Западной Европы, в рамках этой статьи разбирать подробно мы не будем. В первую очередь потому, что слышали о ней, но никогда не видели вживую.
Да и потом — противно же упоминать о мере, приводящих к настоящей сегрегации и дискриминации граждан во вроде бы демократической европейской стране. Вакцинируйся или… будущее тех, кто не согласится, власти беспокоит не очень сильно.
Так что наш обзор касается тех времен, которые уже сегодня хочется назвать «старыми» и «славными». И — мы надеемся — будущих
Когда мракобесие и нежелание замечать факты, буквально лезущие в глаза, будут побеждены. Ну или сами счастливо сдуются, прекратив трепать нервы тем, кто осознанно не желает ходить строем.
В общем, сейчас не об этом. А о том, какие неприятные неожиданности, не связанные с ковидом, подстерегают иностранцев в Италии. Насколько безопасно путешествовать по этой стране в одиночку? Как относятся к русским туристам? И что вообще нужно знать?
Транспорт
Мы долго сомневались, с чего начать. Выбирая из того, что показалось нам не самыми приятными особенностями итальянской действительности. И в итоге начали с фактически интернациональной — штрафа за не валидированный в специальном аппарате на станции билет.

Если вы честно купили билет на поезд в кассе или автомате, заплатив свои кровные евро, это не значит, что вы — законопослушный и добропорядочный гражданин
Отнюдь — оказывается, этот квиток перед посадкой в транспорт еще нужно валидировать. То есть засунуть в специальный автомат, который отметит это историческое действие собственной надпечаткой.
В вагонах (междугородних поездов) девайс уже не присутствует. Так что заложите несколько минут на поиски и понимание принципа работы…
Если этого не сделать, вас, в случае проверки контроллером уже в пути, посчитают зайцем. И потребуют на месте оплатить штраф — когда-то он равнялся 60 евро за человека.
Сколько придется заплатить сейчас, не знаем — давно не путешествовали на поезде. Ибо предпочитаем ездить по Италии на машине)
Как-то у нас на глазах так попалась расслабленная американская пара. Все тыкавшая в глаза итальянским должностным лицам свои билеты и не вкуривавшая не понимавшая, что без надпечатки эти бланки не значат ничего…
Вы скажете, что за подобное нарушение (многократное в течение года все же) в Германии могут присудить куда больший штраф и даже посадить на год в тюрьму. Да и пусть — мы все равно будем считать это европейской дикостью!
Во всяком случае, — в отношении туристов. Которых, кажется, сложно заподозрить в том, что они будут регулярно кататься по одному и тому же маршруту. Будто у них нет других дел.
- Что достойно посещения в Вероне (не дом Джульетты)

А еще в Италии — высокие цены на бензин и платные автомобильные трассы. И даже съехав с автострады на сельскую дорогу, вы все равно будете наблюдать заправки с шокирующими прайсами. Не ниже 1.8-2 евро за литр топлива — как вам это?
Любопытно, что в соседней Австрии, куда более обеспеченной и зажиточной стране, заправиться получиться дешевле на целых 25-30 центов за литр. Вот такие сюрпризы капитализма.
Тех, кто путешествует по Европе на авто, в Италии могут шокировать автоматические заправки.
Они очень любят заглотить деньги и не отпустить на них топливо
Оператора на такой заправке может и не оказаться — ну ушел он на сиесту, подумаешь. А уж в выходной день или воскресенье, да еще не зная итальянского… вам будет очень тяжело «найти правду».
Отели
Что в Риме, что во Флоренции, одну неприятную особенность — стоит только наступить прохладному времени года, как их хозяева пытаются сэкономить на отоплении. В основном это касается небольших гостиниц и семейных гостевых домов.
Подобное желание объяснимо и даже не вызывает (обычно) у путешествующих по Италии туристов жестокого отторжения — стоит только ознакомиться с действующими в этой европейской стране тарифами на электричество и газ. Но, конечно, это все равно неприятно — замерзать в гостиничном номере в перерывах между прогулками поневероятно красивым, но осенью и зимой уже довольно прохладным итальянским городам.
Сиеста
Не зная, что она есть и практикуется достаточно активно даже на севере Италии, можно серьезно нарушить свои планы. Или вообще остаться голодным.
Нет, музеи и всяческие дворцы до такого еще не додумались. Но церкви и соборы, даже знаменитые, — пожалуйста. Захотите вы зайти внутрь Санта-Марии-делла-Салюте, к примеру, аккурат около обеда. Посмотреть, как там внутри все устроено и вообще полюбоваться на Тинторетто.
А вот же нет тебе — закрыто! Перерыв у них. И никакие права они вроде бы не нарушают — вход-то бесплатен
Аналогичным образом действуют многие рестораны и кафе. Не в проходных местах, разумеется. А там, где туристов по мнению владельцев этих заведений днем с огнем не сыщешь.
Так что — будь добр, перехвати какой-нибудь сэндвич или кусок пиццы. А за нормальным обедом-ужином приходи-ка не раньше часов 5 вечера. Ну или утром — желательно сильно до полудня.

Туалеты
Добро бы они были повсеместно, пусть и платные. Но нет, приспичит — замучаешься искать. Особенно поутру или в середине дня, когда везде — сиеста.
Мы понимаем — в России как-то не принято ставить на каждом углу эти кабинки. Но в Италии, которая вообще-то то-ли третья, то-ли четвертая в мире по количеству иностранных туристов, почему их так мало?
Во многих пиццериях туалетов нет (то есть для посетителей, мы полагаем), в джелатериях — тем более, в магазинах — только больших. Отчасти выручает Макдональдс, но и эти заведения не натыканы на каждом углу.
В общем — ищите вокзал, а на нем — требуемое. Отличный вариант и заправка, вот только в старинных центрах их просто не имеется.
И просто превосходный вариант если мочевой пузырь просто лопается — какой-нибудь музей. Вход в который, конечно же, тоже стоит денег.
Если вы соберетесь посетить Венецию или какой-нибудь другой крупный туристический центр, то там платные туалеты кое-где встречаются (от 1.5 евро). Но это — исключение.
Тревизо, Вероне и городах подобного калибра вам стоит обдумать решение этого вопроса заранее. Если не хотите тотально испортить себе все развлечение.
И, к слову, о Венеции — каждый катер вапоретто снабжен требуемым… и бесплатным!
Питание
Увы, качество даже традиционно итальянской еды: пиццы и пасты в очень многих заведениях не дотягивает даже до российского уровня. Ну ладно, равно ему.
О «пальчики оближешь» обычно можно говорить в случае только совсем не пафосных кафе и ресторанчиков. Тех, что дислоцированы отнюдь не на центральных улицах и площадях.

Те же, что расположены вдоль главных туристических «рек», явно разленились и позволяют себе не слишком стараться. Как в плане качества блюд, так и обслуживания.
Не верите? Съездите на 1 день посмотреть Флоренцию и распробуйте джелато или чего поосновательнее на Via dei Calzaiuoli. Центральной улице старого города, соединяющей Санта-Мария-дель-Фьори и Палаццо-Веккьо. Почти наверняка вы будете впечатлены, но в обратном смысле!
Да, к слову, на забывайте о традиционном «коперто». Сборе за обслуживание, включаемый в счет в каждом почти (международный фастфуд и джелатерии не берем) заведении местного общественного питания.
Так что забудьте о чаевых. Они тут предоплачены по умолчанию, как только вы сделали заказ
Безопасность в целом
На обычном таком, достаточно высоком, европейском уровне. Если вы будете гулять вечерами и ночами в злачных районах крупных городов вроде окрестностей вокзала Термини в Риме, то можете нарваться на неприятности. В первую очередь со стороны кучкующихся там нелегальных эмигрантов.
Но в целом, при свете дня и на просматривающихся улицах — опасаться совершенно нечего. Сами итальянцы — очень добродушные и милые ребята, которые запросто помогут, если увидят, что вы в затруднении.
Английский в этой стране понимают немногие, но в целом с помощью жестов и мимики объясниться несложно
Насчет харрасмента и приставаний к одиноким девушкам можете не беспокоиться — опять же: днем и не в каком-нибудь тупике эмигрантского района. Поскольку мужчины в Италии в большинстве случаев ведут себя как джентельмены.
Да, они нередко очень эмоциональны и не скупятся на тирады. Но так, чтобы навязывать свое общество, как это могут делать, например, в Египте или Турции, — точно нет! Будете вы отдыхать на севере Италии или поедете осматривать Сицилию.
Что в Риме, что во Флоренции или Милане, несложно столкнуться с попрошайками — в основном чуть в стороне от самых туристических мест. И да, они, смуглые чумазые дети, и их родители могут быть настойчивы в своих попытках убедить вас расстаться с евро-другим. Но за руки обычно не хватают — уговаривают «словом»…
Насколько безопасно путешествовать по Италии русским? Настолько же, насколько это было и раньше, до 2022 года — ни с какими косыми взглядами и перешептываниями за спиной вы почти наверняка не столкнетесь. Поскольку простые итальянцы, ка мы уже говорили выше — люди очень хорошие, доброжелательные, радушные и не злые…
Карманники
Они тут есть — судя по отзывам. Но лично нам сталкиваться с ними не довелось. Возможно, потому, что по возможности избегали центральных улиц и следили за сумками и карманами.
А попрошайничающих беженцев — в основном африканцев — хватает. В большинстве своем, кстати, они — безобидные ребята. И за евро гонорара чуть ли не расшибутся в лепешку: помогут запарковать машину или безопасно выехать с парковки на оживленный проезд.
А вот цыгане или подозрительно похожие на них личности, любящие околачиваться возле церквей, понаглее. Пристанут — не отстанут, все будут нудить что-то, протягивая грязные ладошки. Имейте это в виду и не отпускайте детей от себя слишком уж далеко.
- Некоторое количество интересных фактов об Италии
- Стоит ли восходить на Этну и зачем?
- Что нужно знать о распродажах в Италии
© Eurotraveler