Крейсер «Аврора»

Баковое орудие "Авроры"
Баковое орудие "Авроры"

Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге — один из немногих уцелевших до наших дней боевых кораблей постройки конца 19 века. При этом единственный, сохранившийся в России. Единственная причина тому — холостой выстрел пушки, который вроде бы (а может это был выстрел с Петропавловки?) стал сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917 года, штурма, который в последующей советской историографии был преподнесен как ключевой эпизод Октябрьской революции.

Сегодня «Аврора» — символ Санкт-Петербурга. Ничуть не меньший, чем кораблик, украшающий шпиль Адмиралтейства, или Петропавловская крепость на Заячьем острове
Что еще посмотреть в Санкт-Петербурге

«Аврора» на карте
  • Возможно, лишь благодаря большевистской революции крейсер «Аврора» дожил до наших дней и не был списан на металлолом еще в 20-х годах XX века. Да, он был участником Цусимского морского боя в ходе Русско-Японской войны 1904-1905 годов, да его противником был «Микаса», стоящий на вечной стоянке в Японии, но больше… ничего запоминающегося
  • Сегодня «Аврора» превращена в музей и отреставрирована до состояния, какого у нее не было, верно, со времени приема в строй, в 1903 году. Последняя реставрация, завершившаяся в 2016 году, добавила модерновых штрихов в музей на борту: теперь посетители смогут посмотреть мультимедиа и даже голограммы, увеличилось и количество залов и исторических экспонатов
  • Само возвращение корабля из Кронштадта стало хитом июльской ночи — множество петербуржцев и гостей города собрались на набережных, чтобы понаблюдать величественное возвращение «Авроры» домой после 2-летнего отсутствия
"Аврору" уводят из СПб, фото Stan Smolin / Wikimedia Commons
«Аврору» уводят из СПб

Корабль, который давно может плавать только на буксире, стоит у причала напротив военно-морского Нахимовского училища в Санкт-Петербурга, на притоке Невы, Большой Невке. В ходе экскурсии по Неве, а также с набережных корабль очень хорошо виден. Является самой интересной достопримечательностью Санкт-Петербурга, «которая не здание» и потому попасть на «Аврору» практически в любое время года можно лишь выстояв очередь.

  • Во время своего исторического выстрела «Аврора» стояла не здесь, а на противоположном берегу реки у Английской набережной возле Николаевского моста — подразумевалось, что оттуда она могла стрелять по Зимнему!

История «Авроры»

Крейсер в 1903 году
Крейсер в 1903 году

«Аврора» была одним из крейсеров интересной, но, как показала практика, малоудачной серии бронепалубных крейсеров, строившихся на рубеже 19 и 20 столетий. Все три крейсера получили имена римских богинь: «Диана», «Паллада» и «Аврора». «Паллада» была потоплена в гавани Порт-Артура, затем поднята японцами и служила в составе японского флота — «Диане» и «Авроре» повезло больше — они никогда не попадали в руки врага, а во время Первой мировой войны служили на Балтийском море в составе крейсерской эксадры.

  • Как признавали эксперты, уже ко времени введения в строй крейсер сильно уступал вероятным противникам. Стоит ли удивляться — он строился 7 лет по проекту, который был спорным еще во время разработки
  • Отсутствие поясной брони при гигантском (6 700 тонн) сравнительно с иностранными аналогами водоизмещении, слабенькое вооружение, паровые машины, которые едва развивали скорость броненосца (19 узлов) — отнюдь не крейсера — все это делало «Аврору» скорее мишенью, а не серьезной угрозой
Носовая пробоина, полученная при Цусиме
Носовая пробоина, полученная при Цусиме

Не будем забывать, что орудия на верхней палубе «Авроры» были прикрыты броневыми щитами лишь после начала Русско-японской войны — проект этого не предусматривал. А те пушки, которые вроде скрыты в борту, также не имели броневой защиты

Ввиду этого «Авроре» сильно повезло, что она уцелела в Цусимской мясорубке и затем была интернирована в филиппинской Маниле. Впоследствии на ней совершали учебные походы, а в году Первой мировой войны корабль нес службу на Балтике. Во врем Второй мировой войны корабль стоял (буквально, на грунте) в пригороде Ленинграда, Ораниенбауме, причем флаг не спустили и немцы постоянно обстреливали крейсер, команда, которого сошла на берег.

Адрес: Петроградская набережная, Санкт-Петербург, Россия
Как добраться: станции метро Площадь Ленина или Горьковская, затем около 15 минут пешком
Время работы: 11-18, кроме понедельника-вторника
Цены на билеты: 600 рублей для взрослых (граждане РФ и Беларуси — 400 рублей), школьники — 400 (200 рублей), дети до 7 лет — бесплатно
Официальный сайт: aurora.org.ru

Eurotraveler.ru — Ваш гид по достопримечательностям

Необычные экскурсии