
В самом начале 18 столетия Дрезден, бывший столицей курфюрстов (дословно избирательных князей- то есть имеющих право выбора императора Священной Римской Империи) Саксонии, представлял собой мощную крепость. По всем канонам военного искусства ее контуры имели звездообразную форму, с треугольными бастионами или фортами в качестве расходящихся лучей.
Их строили из толстых плит песчаника — весьма распространенного в Саксонии строительного материала, непосредственно за бастионами вздымались насыпные валы из земли. Дополнительной защитой от врагов служила как широкая река Эльба, так и обычные для фортификационных сооружений рвы с водой.
На том месте, где ныне расположен знаменитый Цвингер (Zwinger), находился бастион «Луна», своим углом выдвинутый далеко вперед. Внутри бастиона «Луна» располагался сад с названием Цвингер (это понятие связано с германской крепостной инженерией того времени и означает место между двумя сходящимися под острым углом крепостными стенами).
Еще в начале 1709 года тогдашний правитель Саксонского курфюршества (и по совместительству Король Польши), Август Сильный, дал распоряжение своему архитектору Маттеусу Даниэлю Пёппельману построить на внутренней стороне земляного вала Цвингера оранжерею для тропических растений.
Подобные сооружения тогда еще только входили в моду и были еще сравнительно новой формой для садово-паркового искусства, в качестве прототипа использовались оранжереи, которые возводились во Франции в царствование Короля-Солнца, Людовика XIV. Дрезденская оранжерея стала одной из первых в Германии, а ее воплощение превзошло все, что было построено до тех пор.
Первоначальная идея курфюрста заключалась в постройке на внутренней стороне вала закругленных террас, спускавшихся уступами. По центру они должны были быть соединены лестницами, по периметру террас в теплое время года предполагалось расставлять растения в кадках. В зимнее время растения должны были храниться в специальных закрытых помещениях.
Таким образом, постройка должна была быть ограничена в основном земляными работами. Пёппельмана подобная идея не удовлетворила, и практически сразу он предложил вместо земляных террас построить две закругленные закрытые галереи. Мысль архитектора заключалась в том, чтобы перед каждым окном галереи находилось специальная консоль, в которую ставилась бы кадка с деревом, а доходящие до пола окна позволяли бы легко вносить и выносить растения. Этот проект был одобрен и начал воплощаться в жизнь опережающими темпами.
Вызывает некоторое удивление (учитывая исконно германскую педантичность и любовь к порядку) то обстоятельство, что Цвингер перед своей постройкой не был спроектирован- то есть решения принимались уже по ходу строительства и окончательная идея здания начала прорисовываться лишь ближе к концу стройки.
Вдобавок ко всему места, изначально отведенного под постройку, не хватило- поэтому постепенно пришлось пожертвовать рядом оборонительных бастионов и других примыкавших сооружений- они были просто снесены.
Уже к следующему, 1710 году, постройка Закругленных галерей продолжалась максимально возможными темпами. Пёппельман последовательно развивал архитектурную концепцию своего детища и в уже тогда добавил к галереям террасы, которые впоследствии должны были использоваться для променада гостей дворца и служили как бы первым прогулочным ярусом. Вторым ярусом должны были стать сами галереи, в качестве третьего планировалась использовать крышу постройки.
Одновременно с постройкой цвингеровской оранжереи, главный архитектор проекта, Пёппельман, продолжал, что называется «держать руку на пульсе» новейших мировых архитектурных веяний — за счет двора он съездил и в австрийскую столицу, Вену и в Рим, чтобы на месте ознакомиться с современными методами возведения дворцов и разбивки садов. В Италии он открыл для себя ансамбли, которые оказали самое прямое воздействие на постройку дрезденской оранжереи.
Итальянский климат способствовал сооружению крупных, потрясающих воображение водных ансамблей. А сама вода, как архитектурный элемент, еще со времен постройки такого комплекса как Версальский дворец под Парижем приобретала все возрастающее значение в планировке садово-парковых ансамблей (вспомним хотя бы ровесник Цвингера Петергоф с его фонтанами и каскадами).
В этой ситуации Пёппельман просто не мог остаться в стороне. Возвратившись назад в Дрезден, он обобщил все элементы современной архитектуры и предложил Августу Сильному существенное расширение проекта, сопровождавшееся как кардинальными изменениям функций Цвингера, так и естественным удорожанием строительства.
Идея заключалась в следующем: под прямым углом к Закругленным галереям с двух сторон предлагалось пристроить двухэтажные павильоны с небольшими, но полными воздуха и света парадными залами. Мало того, следовало использовать перепад высоты между цвингеровским крепостным валом и самим для сооружения группы каскадов и фонтанов – будущей Купальни нимф. При этом едва ли не основное значение придавалось скульптурным композициям, как отличному средству оживления архитектурного ансамбля.
Король не стал возражать против этого плана- в результате, и оранжерея и сад были дополнены рядом просторных зданий, а также скульптурами, заключенными вдобавок в великолепно продуманную оболочку из фонтанов и каскадов. Из залитых светом через громадные (доходящие до пола) окна павильонов, под журчание водяных струй должны были быть видны и галереи с рядами экзотических деревьев, красивые фонтаны, дворец, далеко же за городом в мареве солнечного летнего дня проступали туманные силуэты гор, гармонично венчающие этот пейзаж и будившие романтические настроения.
В 1711 году у Пёппельмана рождается идея очередного расширения проекта: для надлежащего оформления пространства между галереями и перед павильонами он предлагает разбить регулярный сад.
Надо сказать, что подобная мысль натолкнулось на сильнейшее сопротивление лиц, ответственных за безопасность города: для реализации проекта пришлось бы уничтожить значительную часть укреплений города. Все эти соображения, однако, ничуть не остановили Августа Сильного и он отдал необходимые распоряжения.
К 1712 году были завершены Закругленные галереи, а еще год спустя вчерне достроили и венчающие их Павильоны. Следующим шагом стала строительство двух южных галерей(выходящих на крепостной ров) и Коронных ворот, которые не только служили связующим звеном, но и являлись можно сказать парадными воротами всего ансамбля.
Кстати, можно заметить, что вся южная часть Цвингера была придумана без связи с существовавшим планом крепости и ее фортификационных сооружений. Если встать лицом к Цвингеру за крепостным рвом и смотреть в сторону Коронных ворот, то просто бросается в глаза, что обе Прямые галереи расположены под углом относительно старой крепостной стены. Со стороны Физико-математического салона стены галереи практически спускаются в ров, на другом же конце, у так называемого Музея фарфора, от края рва их уже отделяет достаточно большое расстояние. Видимо, Пёппельман нисколько не волновала ориентация постройки относительно старых сооружений- он стремился лишь к параллельности и перпендикулярности вновь построенных зданий и галерей.
В результате на месте бывшей мощной крепостной стены протянулись легкомысленные и буквально залитые светом Прямые галереи. Пройдя через Коронные ворота, соединявшие их, и затем по мосткам, перекинутым через ров, можно было совершенно спокойно выйти из крепости, погулять за ее пределами и потом столь же спокойно вернуться обратно. В качестве смехотворной меры, призванной все же оградить цитадель Дрездена от проникновения неприятеля, было принято решение сделать мостки через ров деревянными (чтобы в случае необходимости их легко можно было уничтожить). Удивительно, но пройдя пару разрушительных Мировых войн они остаются таковыми и по сей день.
Приблизительно в 1715 году была наконец-то разрешена проблема соединения между собой Закругленных галерей. На этом месте Пёппельман возвел целое сооружение, включающее в себя лестницу, ведущую на крышу галерей и далее на крепостные валы. Оно, кстати, так и было названо: Павильоном на валу.
Помимо чисто утилитарной(подъем наверх) функции это сооружение послужило некоей доминантой всего комплекса: на нижнем этаже располагался вход в галереи, на втором этаже- три фонтана с гротом и красивый парадный зал. Постройка этого сооружения состоялась в период с 1716 по 1718 годы. Приблизительно в это время закончили и знаменитую Купальню нимф, находящаяся непосредственно за Французским(правым, если стоять в центре двора лицом к Павильону на валу) павильоном.
Следующим шагом архитектора стала попытка каким-либо подобающим образом придать ансамбля законченность: не стоит забывать, что к тому времени первоначально скромная оранжерея превратилась в Г-образный шикарный, но явно недостроенный ансамбль(имелись лишь две стороны: западная с Закругленными галереями, Павильоном на валу, Французским павильоном и Физико-математическим салоном и южная: Прямые галереи и Коронные ворота).
Не испытывавший недостатка в идеях, а также всецело поддерживаемый Августом Сильным Пёппельман предлагает зеркальное отражение Закругленных галерей и на восточной стороне комплекса. Однако в то время уже было кристально ясно, что такую гигантскую программу в заданные сроки(к предстоящей свадьбе наследного крон-принца с дочерью австрийского императора, которая была запланирована на лето 1719 года и обещала грандиозные празднества) реализовать не удастся.
Поэтому обе новые (восточные) Закругленные галереи и Павильон (носящий теперь название Колокольного) между ними, равно как и необходимое помещение для балов были изначально выполнены в дереве. Деревянной же трибуной для зрителей по северной стороне ансамбля были были соединены Французский и Немецкий(новый восточный)Павильоны. Несмотря на такой аврал, два новых восточных угловых павильона – Немецкий и будущий Музей фарфора были уже к 1719 году построены в камне.
Вчерне Цвингер, включая и временные деревянные строения, был закончен к 25 августа 1719 года. Расходы почти в три раза превзошли предварительную смету. Правда, возникло архитектурное сооружение, которое даже по мнению современников было ни с чем не сравнимо и едва ли могло быть превзойдено в будущем.
Свадебные торжества продолжались почти весь сентябрь 1719 года. За это время Цвингер дважды был ареной больших празднеств. После окончания торжеств строительство Цвингера не продолжилось- государственная казна была опустошена.
Мертвый период в строительстве закончился только лишь в 1722 году. Северная сторона(там где сейчас здание Дрезденской картинной галереи, построенного по проекту Готфрида Земпера более, чем век спустя, в 1847-1855 годах) была отгорожена деревянной стеной. В камне были достроены восточные Закругленные галереи и Колокольный павильон (тогда носивший название Городских ворот).
Его увенчала знаменитая скульптурная композиция Балтазара Пермозера, Геркулес с дубинкой. К 1728 году эти работы были закончены и строительство в Цвингере прекратилось. Связано это было в первую очередь с тем, что снова изменилось предназначение ансамбля. Цвингер было решено использовать для хранения и экспозиции королевских коллекций графики, фарфора и естественно-научных собраний.