
Путешествие на машине… казалось бы, это так прекрасно! Свежо, интересно, необычно. Утомительно, не без этого. Но зато и запоминается буквально навсегда. То есть намного лучше, чем самолетный-железнодорожный-автобусный. Последний, впрочем, тоже. Но часто — в негативном смысле.
Так почему же в России не любят путешествовать на машине? Даже и семьей, что выглядит логично и экономично — поди купи билеты на всю ораву, а равно и багаж!
Согласны, летняя поездка на авто в Крым, а равно и Сочи, выглядят исключением из правил — вояж в этом направлении предпринимают не только москвичи и петербуржцы. Но и — с охотой — жители центральных и северных регионов, даже Урала и Сибири.
Но остальные города и веси необъятной «одной седьмой мировой суши»? Почему туда-то турист желает слетать на самолете, хотя и жалуется потом на дороговизну билетов? Или не прочь сутки-другие-третьи трястись в поезде?
Неужели все дело в расстояниях, равным которым не найдешь в мире? Ведь тот же немец, к примеру, не задумываясь поедет в Венецию на машине? Или дело еще и чем-то в другом? Быть может, даже лени?
Наш автор напрягся и всесторонне обдумал вопрос. Составив список причин, по которым средний россиянин при прочих равных поедет в отпуск и на каникулы в России скорее на общественном транспорте, чем на личном авто. Критичны ли они для вас или с этим можно мириться? Решайте сами!
Дороги
Как известно, одна из бед России. По-видимому, вечных. И если качество платных шоссе в большинстве своем нареканий не вызывает — дорога в Латвию — одно из немногих исключений — то бесплатные по весне даже и в крупных городах выглядят как танкодром. А между ними — тем более.
На крупном ресурсе в пандемию как-то опубликовали свод мнений тех, кто за неимением вариантов отправился в путешествие по стране на машине. Так вот, — большинство жаловалось именно на дороги.
Причин надеяться на решение проблемы в обозримом будущем нет никаких. Ведь как только где-то появляется хорошо отремонтированный участок шоссе, поблизости образуются минимум парочка в плачевном состоянии.
Да и тот, что по лету хорош, к следующей весне вполне может превратиться в обычное направление. С зияющими дырами, которые с удовольствием откусят кусок протектора вашей машины. А коли доберутся — подрихтуют и форму днища.
В таких условиях стоит ли удивляться, что народ без особых раздумий отправляется разве что на юга — в основном по генной памяти? Да еще по М-11 из Москвы в Питер — покрытие этого шоссе почему-то не портится в зависимости от времени года!
Любая иная продолжительная поездка требует основательного взвешивания всех «за и против». И если по городам Золотого кольца из Москвы рискнет поехать почти любой, даже неопытный, водитель, то, к примеру, автопутешествие в Казань — не столь однозначное мероприятие.
Нет, само качество покрытия не вызывает особых вопросов. Но вот его ширина, порой совершенно недостаточная ввиду современного трафика, пугает даже профи. Что уж говорить о новичках или тех, кто еще не успел набраться опыта?
Совсем недавно было трудновато решиться на поездку к интересным местам в Ярославской области, где дорога под Угличем просто вопиела об основательном ремонте. Те же проблемы могут поджидать автомобилистов в центральном регионе России и Поволжье.
Рискнувшим поехать на машине в Кисловодск, правда, грех жаловаться. То есть если они добираются до курорта по платной М-4, а не через Волгоград…
Сегодня (2022 год) вполне можно отправиться и в автопутешествие из Москвы по Карелии. Ибо трассы северо-западного региона ныне пребывают в неплохом состоянии.
Дураки
Стоит вам только собраться с духом и уговорить себя соображениями «я буду ехать осторожно и только днем», «у меня же кроссовер» или вообще «у нас в городе (области) и не такие ямы», как сразу же перед мысленным взором вырисовывается вторая историческая проблема — дураки. Их много, и количество все прибывает.
Вы скажете, что утверждение голословно. И я соглашусь, сославшись на личное и частное мнение, не подкрепленное никакими научными фактами. Но почти любой человек, регулярно садящийся за руль, подтвердит, что ездить из-за несоблюдающих правила и порой просто размышлять персонажей, в последние годы становится все труднее.
Да и в целом культура дорожного движения падает. Не пропустить, никак не обозначить своего намерения перестроиться или повернуть — по мнению ну очень многих, поворотники — явно лишние в автомобиле.
А равно тормозить «в пол» без всяких оснований, лихорадочно и визуально абсолютно бессмысленно сновать между полосами, лезть на обгон колонны большегрузов по обочине — такова манера поведения слишком большого числа современных российских водителей.
Причем на ходу перестраиваются под «веяния времени» не только любители. И профессиональные дальнобойщики могут настолько внезапно вылезти в левую полосу, что вам останется лишь изумиться резкости маневра. Параллельно, естественно, экстренно тормозя.
А, да, гарантий, что из-за этого вам не приедут в багажник, никаких. Ведь смотреть в смартфон, а не на дорогу, — популярный ныне тренд.
Если брать заграницу, как ближнюю, так и дальнюю, там все живо дисциплинируются. И едут неузнаваемо аккуратно, притормаживая перед любым столбом, на котором потенциально может висеть камера.
Может быть, дело в наказаниях? Ведь штрафы в Финляндии, к примеру, не просто велики, но и настигают путешественников прямо на границе. Скорее всего — неотвратимость и чувствительность наказания воспитывает сознательность.
АЗС
Брендовых сетевых заправок не хватает даже на самом популярном отечественном автомаршруте — М-4 «Дон». А на других, увы, наученный горьким опытом отечественный автотурист не рискует заправляться. То есть какие-то машины можно — без последствий — но большинство иномарок питаться подобным топливом откажутся. И вам еще повезет, если дело в итоге решится всего лишь заменой свечей.
Потому в пиковые летние месяцы года на заправках, заслуживающих доверия, выстраиваются внушительные хвосты к колонкам. Равно внутри страждущие толпятся в очереди в туалет. Ибо других мест для удовлетворения естественных физиологических потребностей человека на российских трассах не переизбыток. Да и заходить в иные без противогаза просто противопоказано.
Вы можете снова привести в пример платную «Неву» между Санкт-Петербургом и Москвой, где на площадках отдыха оборудованы — не может быть — даже автоматические туалеты. Но это — исключение из правил.
Вдобавок, язвительно замечу, с АЗС на М-11 просто беда. Стоит только москвичам в массовом порядке отправиться в «Северную столицу» на праздники или выходные, как у имеющихся вырастают гигантские очереди.
Зато — добавим ложку меда — на некоторых заправках продают не только кофе и сосиски в тест, но оборудованы целые столовые. Качество блюд хромает, цены не соответствуют, да и встретить подобные «апгрейды» можно лишь на самых популярных маршрутах. Но радуют, что они хотя бы есть.
Кафе
Вопрос «как напитать себя и семью во время автопутешествия по России» стоит чрезвычайно остро. Единичные кафе на трассах имеются, попадаются даже сети вроде «Помпончика», но «потенциал для развития» — гигантский. Да, и в Западной Европе, подобной придорожной инфраструктуры откровенно не хватает. Но у нас, с такими расстояниями, остается лишь горестно вздыхать.
Заметим, что если на маршруте присутствует относительно крупный город, то там гарантированно обнаружится приличный ресторан. В мегаполисах вроде Ростова-на-Дону или Волгограда и подавно. Вопрос лишь в том, захотите ли вы заезжать и становиться частью тамошних пробок…
Тем, кто едет, скажем, на автомобиле из Москвы в Геленджик, заезжать в Ростов просто незачем. Ибо аккурат перед развязкой, уводящей путешественника на объездную, устроился большой комплекс Мега-Аксай. Где вы сможете перекусить и запастись продуктами в гипермаркете Ашан.
По старинке можно и нужно брать и еду с собой, причем самую разнообразную! От «сухих пайков» в виде шоколадок, зерновых батончиков, галет и печенья. И до помытых овощей-фруктов (об очередях в туалеты писано выше), бутербродов с бужениной, любимых с советских времен курочкой, яйцами, даже супами в термосах.
Мотели
Придорожных гостиниц, увы, тоже не в изобилии. И если на отдельных маршрутах, вроде уже упоминавшегося Золотого кольца, это совершенно не критично, то попытка добраться до Черного моря рискует оказаться еще тем приключением.
Место для ночевки на трассе М-4 Дон, например, нужно бронировать сильно загодя. А их явная нехватка заставляет искать квартиры и гостевые города уже достаточно далеко от трассы. Приводя к совершенно ненужным тратам времени и нервов.
В «Европах» дело с мотелями, кстати, обстоит примерно так же. Но там потенциально интересные путешественнику городки располагаются намного чаще.
И вы почти всегда можете оправдать сделанный крюк необходимостью осмотреть замок. Или погулять по тихим, умиротворяющим улочкам, крайне редко наблюдающим туристов.
© dik, Eurotraveler.ru