
Пролив Босфор: где находится, описание, длина, ширина и глубина. Исторические факты, способы пересечения. Что интересного увидят на Босфоре туристы, сколько стоит морская прогулка по Босфору в Стамбуле в 2021 году — в материале Eurotraveler.ru.
Пролив Босфор находится в Турции — целиком и полностью. С одной стороны он разъединяет Европу и Азию, с другой — соединяет Черное и Мраморное моря.
На берегах Босфора стоит и древняя столица Византийской империи, Константинополь. Сегодня известный как Стамбул. В главном турецком мегаполисе и его окрестностях проживает свыше 13 миллионов человек. А возможно и больше — многие российские туристы в отзывах отмечают, что сталкивались здесь со столпотворением почище московского.
Так или иначе, но знаменитый пролив, как и Стамбул — не просто «лицо» Турции. Это еще и место, который целенаправленно игнорирует редкий путешественник. Обыкновенная рутинная транспортация на регулярном пароме — например, по пути из аэропорта Сабиха на европейский берег — одна запомнится надолго.
А уж если вы зашуршите мелкими купюрами и купите полноценную круиз по проливу… да еще с русскоязычным квалифицированным сопровождением — впечатления навсегда врежутся в память. Важно только понимать, что не все прогулки по Босфору одинаково полезны — здесь многое зависит от организации и гида — po-zolotomu-rogu-i-bosforu.
Уместно заметить, что основные исторические и архитектурные памятники располагаются на европейском берегу Босфора. В районах Фатих и Бейоглу, в непосредственной близости от бухты Золотой Рог.
Где лучше всего остановиться в Стамбуле
Базилика Святой Софии, Голубая мечеть и Сулеймание, дворец Топкапы с гаремом, исторический квартал Пера – как известно, те достопримечательности, которые в первую очередь намеревается посмотреть турист.
Не все они хорошо видны с Босфора. Но уж Галатскую башню, 52 метра которой доминируют над Бейоглу и изящный, совершенно европейский дворец Долмабахче, вы рассмотрите хорошо. Буквально в деталях получится рассмотреть и крепость Румелихисар. Главный редут, охранявший вход в пролив со стороны Черного моря.
Значение
Вполне понятно, что буквально во все времена Босфор имел стратегическое назначение, служа прямым морским путем «из варяг в греки». С того времени, как на берегах Черного моря обосновалась Российская империя, тема черноморских проливов вообще стала ключевой во внешней политике государства.
Открытые — они позволяли осуществлять прямые торговые операции со всеми странами Средиземноморского региона. Но стоило Оттоманской империи их закрыть, как Черное море превращалось в банальное озеро.
Вполне естественно, что Россия стремилась получить контроль над проливом. В буквальном смысле являвшимся для нее коридором в Европу.
Что сегодня нужно увидеть в Стамбуле
Размеры
Пролив считается самым узким в мире: его минимальная ширина равна всего 700 метрам. В своей самой широкой части он, правда, разливается почти на 3.5 километра (3 420 м). Общая длина Босфора составляет около 31 км.
Соседний пролив, Дарданеллы, ведущий из Мраморного в Эгейское море, длиннее почти что вдвое — 61 км. А его ширина колеблется от 1.2 до почти 6 км.
Глубина Босфора в его центральной, судоходной части варьируется от 36 до 110 метров. Так что в принципе любой из существующих кораблей при желании может проследовать проливом. Как самый крупный из современных круизных лайнеров — например, Symphony of the Seas с осадкой 9.3 м — так и громадный супертанкер, вытесняющий под килем до 28-29 метров воды.
Впрочем, навигация здесь из-за извилистой конфигурации пролива и ограниченной видимости в точках поворотов — трудная задача даже для опытных шкиперов. Потому наиболее крупные суда в узких местах ведут местные лоцманы и буксиры.
Мосты и тоннели
Европейский и азиатский берега Босфора соединяют три постоянных подвесных моста.
Первый Босфорский или Мост мучеников имеет длину в 1 074 м между башнями на обеих сторонах пролива. Общая длина сооружения составляет более 1.5 км.
Мост султана Мехмета Фатиха базируется приблизительно в 5 километрах севернее. И имеет почти такую же протяженность центрального пролета (1 090 м), подвешенного на канатах.
Мост султана Селима Явуза — третий по счету, запущен в эксплуатацию в 2016 году. Он комбинированный, автомобильно-железнодорожный, причем для колесного транспорта проложено по 4 полосы в каждую сторону. Находится мост севернее Стамбула. Основной пролет имеет протяженность 1 408 м, башни-опоры возвышаются на рекордную высоту 322 м.
В пределах самого мегаполиса под проливом Босфор проложены два тоннеля. Знаменитый Мармарай предназначен для поездов метро, Евразия — для автомобилей. И если по первому катаются по обычному билету на стамбульский общественный транспорт, то за проезд по второму водителю авто придется раскошелиться основательнее.
Только сравните: поездка в метро стоит 3.5 лиры (по Istanbulkart, без нее — 7), путешествие по тоннелю Евразия в 2020 году — 36.4. 1 турецкая лира равна приблизительно 10 рублям. Заметим, что Istanbulkart сегодня можно установить в виде приложения на смартфон. Затем привязать к нему до 5 (!) карт и пополнять счет с любой.
Тоннель для трубы Мармарая «прогрызен» на глубине в 4.5 м от дна. Длина подземной части — 1.6 км. Маршрут обслуживают современные электрички, ходящие от станции Хакалы в европейской части Стамбула до Гебзе.
Собственно тоннель (станции Сикерджи-Ускюдар) поезда преодолевают за 4 минуты. Паром от Кадыкея до Эминеню идет впятеро дольше. Правда и впечатлений больше на порядок — за меньшие деньги!
Экскурсии
Как уже говорилось выше, водные прогулки по Босфору, — излюбленное развлечение туристов. Ведь таким образом вы увидите большинство из наиболее примечательных мест легендарного Константинополя. И при этом не придется ходить — знай, крути головой под захлебывающийся, потому что восторженный, рассказ гида. На русском языке, разумеется, — прочие в среде отечественных туристов востребованы значительно меньше — progulka-po-bosforu-s-gidom.
Развлечение стоит от 25-30 € за человека в сезон, которому сегодня относятся уже и апрель с маем. И заметно дешевле поздней осенью и зимой. Естественно, прогулки индивидуального формата и на катере — дороже!
Имеются и иные, также любопытные варианты. К примеру, весьма популярны вечерние круизы на теплоходе — после заката город освещен буквально сказочным образом. Главным образом не познавательные, а развлекательно-питательные — под фольклорные представления местных артистов гостей прямо на борту угостят ужином — turetskaya-noch-na-bosfore.
Эстетов заинтересуют индивидуальные экскурсии на корабликах. Не прекращающиеся и в холодное время года. Сидишь себе на отапливаемой нижней палубе, попиваешь чаек с крендельками, слушаешь рассказ…
Кстати — о не самых известных достопримечательностях великого восточного города. Например, о районах Джихангир и Канлыджа, и летних дворцах оттоманских правителей. О крепости Румелихисар, до чьих серых зубчатых стен, веками охранявших спокойствие турецкой империи, добирается далеко не каждый первый иностранный путешественник!
Напомним вам и о Принцевых островах — не какой-то там улице, целом архипелаге запретившем движение транспорта на бензиновой или дизельной тяге. К которым по Босфору, а потом и Мраморному морю регулярно ходят кораблики.
И деревушке с труднозапоминаемым названием Анадолукавагы, что севернее мегаполиса — ведь туда тоже можно добраться водным путем. Чтобы посмотреть и пропитаться аурой прошлого, милыми деревянными домами, время которых — кажется — ушло безвозвратно. А еще — насладиться блюдами из свежайшей, только что выловленной рыбы. Сидя на набережной, которую столь доверительно и нежно гладит волна…
© dik, Eurotraveler.ru