На машине в Швецию

На машине в Швецию

Путешествие на машине в Швецию. В частности, в столицу этой страны, Стокгольм. Что нужно знать для организации поездки, и о проблемах, которые могут ждать на пути - в материале Eurotraveler.ru. Статья основана на личном опыте, построена в виде отчета, и потому ее стоит воспринимать как серьезное пособие при подготовке вояжа!

Идея путешествия в Швецию на автомобиле составилась в конце августа месяца и явилась следствием неумеренной работы по зарабатыванию денег на пропитание и проживание. Естественно, сильно повлияла и почти врожденная склонность к путешествиям.

Генеральная мысль заключалась в следующем: доехать до столицы Швеции, Стокгольма, и посмотреть, что там можно увидеть интересного. Планировалось, что там мы проведем минимум 2 ночи (3 дня) – за меньшее время посмотреть Стокгольм представлялось невероятным. Впоследствии мы убедились, что и 3 дня — курам на смех.

Стокгольм

Набережная Страндвеген

Подготовительная часть заключалась в:

  • А. получении финских мультивиз (отдельная история о процедуре их получения жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области будет опубликована чуть позже)
  • Б. составлении маршрута и заказе билетов. Это я опишу подробно уже здесь

Первоначально планировалось ехать так: Питер — Хельсинки — Турку — паром «Викинг Лайн» — Стокгольм, ну и обратно. Причем машину предполагалось также свозить в Швецию. Стоило это удовольствие 92 € за каюту с окном (до 4-х человек) и машинное место в одну сторону.

В Швецию на машине: паром

После изучения спец-предложений паромных компаний, было обнаружено очень интересное предложение от паромной компании Таллинк-Силья Лайн. Путешествие на пароме из Хельсинки в Стокгольм стоило 90 € за каюту с окном на «променад» (такая внутренняя прогулочная палуба с застекленной крышей на паромах Силья Серенада и Силья Симфони), автомобиль, правда, при этом надо было оставлять в Хельсинки.

Силья Симфония, атриум

Силья Симфони

Несомненным плюсом также было то, что в этом случае не надо было делать лишний перегон Хельсинки-Турку (около 150-160 км). Круиз в обратную сторону стоил естественно столько же.

  • Скажу сразу, что эти цены предусматривают поездку на пароме с субботы по четверг, пятница традиционно намного дороже (порядка 60 €). Связано это с тем, что финны очень любят на выходные кататься на пароме в Стокгольм, Таллин и вообще куда бы то ни было (на пароме есть магазин «дьюти-фри», где спиртное намного дешевле)
  • Алкоголь в Швеции дорог и потому: либо дьюти-фри, либо пьем воду

Отели в Стокгольме

Предложение от Сильи понравилось и мы оправились в «Паромный центр» на Манежном переулке, дом 1. Здесь мы приобрели ваучеры на паромные билеты, а также по случаю забронировали номер (и также по спец-предложению) гостиницы Downtown Camper by Scandic в самом центре Стокгольма (не в Старом городе, но действительно в 5-7 минутах неспешной ходьбы)

  • Номер обошелся в 125 € за ночь (включая завтрак на двоих- завтрак на ребенка до 6-ти лет бесплатен) — итого за 2 ночи 250 монет

Менеджеру пришлось нас уговаривать — мы были под флером от всяких «заказов гостиницы через интернет» и собирались бронировать номер через booking.com. Банальный подсчет денег и расстояний убедил в том, что номер в 5-ти минутах ходьбы от Королевского дворца за 125 единиц (за ночь) лучше номера в 25 минутах ходьбы за те же деньги и в 3-х звездочной гостинице (Скандик — 4-х звездочная).

Замечу, что в спецпредложении был подводный камень: если отказаться от билетов дней за 30-45 до поездки (смотреть договор нужно внимательно!!!), то деньги возвращаются полностью, более, чем за 48 часов- 50%, менее 48 часов- вообще не возвращаются. Если учесть, что до Хельсинки 390 км, из которых 190 по нашим дорогам с бешеными джипаками, колоннами фур и двумя таможнями, то необходимо признать, что риск потери денег есть, и немалый.

Машина и документы

Транспортное средство, которое должно было перевезти нас в Финляндию и вернуть обратно, называлось (и называется) Рено Логан, ему более 3-х лет, на момент путешествия он пробежал более 62 000 км, но все еще находится в превосходном техническом состоянии.

Очередное плановое ТО (ТО-4) было проведено в конце лета, к путешествию машина особенно никак не готовилась: в багажник просто была погружена сумка с набором отверток и плоскогубцами и добавлены две 5-ти литровые канистры с 95 бензином Несте (больше 10 литров в Финляндию ввозить нельзя, 95-й потому, что он якобы экономичнее, чем 92, на котором я постоянно езжу в обычное время). Накануне поездки, авто было, естественно, помыто.

Кроме того был приобретен так называемый бустер для ребёнка — сиденье без спинки в машину (1 300 рублей). Специального кресла у нас никогда не было, и, учтя возраст чада (почти 6 лет), было решено ограничиться бустером. В Финляндии, после 5-ти часов утомительного путешествия, бустер был отложен в сторону и ребёнок спокойно задснул на заднем сиденье.

Страховка на машину, так называемая «Грин-Карта», действующая на территории всего Евросоюза, была приобретена также накануне поездки (на случай непредвиденных форс-мажоров это действие откладывалось до последнего, поскольку вернуть деньги за нее проблематично). Забегая вперёд сообщу, что её я использовал по полной (15 дней сроком), съездив через неделю ещё и в Лаппеенранту.

Дорога в Финляндию

Лесная дорога в Финляндии

В принципе «Грин-Карту» можно приобрести и по пути в Финляндию — есть и Газели с подобными надписями и даже небольшие домики на обочине или возле АЗС (например, «Эрго-Русь» на заправках «Газпромнефти» и «Лукойла»). Они круглосуточные, надо лишь достучаться!

Национальные водительские права и свидетельство о регистрации ТС — входят в обязательный комплект документов для поездки за рубеж на машине. Как и туристическая медицинская страховка на всех. С ней я не парюсь: покупаю онлайн через Cherehapu. Никаких распечаток не нужно, электронной копии полисов хватает.

Деньги

Складывались из трёх сумм:

  • были приобретены шведские кроны (в Стокгольме при расчётах используют только их. При оплате евро сдача получается опять же в кронах, но по не слишком выгодному курсу)
  • были приобретены евроденьги (с расчётом в основном на «дьюти-фри» и питание на пароме)
  • была сделана долларовая «Мастер-кард». Долларовая потому, что банк, в котором мы её сделали, в качестве основной валюты использует доллар.

То есть, если Вы что-нибудь покупаете с использованием карты, например в Швеции, то сумма покупки сначала конвертируется в доллары (кроны-доллары) и уже потом списывается со счёта.

Если  карта евровая, то сумма покупки сначала конвертируется в доллары, потом переводится в евро и только потом списывается с вашего счета (две операции по конвертации по внутреннему курсу банка, естественно, немного отличному от курса ЦБ). Карта была сделана в качестве подстраховки на случай каких-то крупных непредвиденных и выгодных покупок и, опять же забегая вперед, использована не была.

Поездка СПб-Хельсинки

Итак, мы собрались: выезд был намечен (и состоялся) в 7.15 утра среды (день недели был выбран также не случайно: стоимость отеля в Стокгольме на период четверг-суббота дешевле, чем, предположим, вторник-четверг), стартовая точка располагалась в северных районах Петербурга.

Мы и машина выехали в Швецию в 7.15 утра по московскому времени в начале октября. И… вернулись на старт уже через 15 минут: оказалось, что забыли баллонный ключ (кто не знает- так называется штука, с помощью которой отвинчивают болты на колесах, чтобы можно было снять пробитое и поставить запаску) — вещь немаловажная в длительном пробеге (к счастью, не пригодилась).

Дорога в Швеции

Шведская дорожка

Повторный выезд в 7.35 прошел также без осложнений и мы устремились к Кольцевой дороге Петербурга, на каковую и выехали минут через 10. Удивило большое количество машин (не пробка конечно, но много), ехавших попутно с нами в пол-восьмого утра из города?

Преодолев, не задерживаясь, пост ДПС в Осиновой Роще, двинули в сторону Сертолова и далее за ним по Выборгскому шоссе. Приятный бонус: в Сертолово отремонтировали шоссе и оно больше не напоминает танкодром.

Выезд на трассу Скандинавия (Е-18) находится  порядочно за Сертолово, наверное километре на 48-50. Он обозначен метров за 300 до поворота и надо просто не «просвистеть» мимо знака, показывающего уход вправо на Выборг.

Выборгский замок

Выборгский замок

Мы не «просвистели», так как знали о повороте заранее. После этого поездка была достаточно однообразна: скорость 120-140 км/ч, здоровые фуры, любезно перестраивающиеся даже не в правый ряд (его просто нет), а на асфальтированную обочину, чтобы пропустить легковушки (последним полагается мигать аварийкой по завершении обгона: это такой «дресс-код»). Достаточно ровная дорога, по временам с  ухабами и неровностями (все это обозначено (!) знаками), которые Логан на скорости 130 проглатывал абсолютно невозмутимо.

Выборг объезжали вкруговую (трасса «Скандинавия» идет в обход) и в город не заехали. Километрах в 35-40 до Торфяновки нужно не пропустить последнюю нормальную заправку, Несте. Подсвечена она достаточно ярко и стоит на левой по ходу движения (то есть противоположной, если ехать в Финляндию) стороне дороги. Бензин долили (литров 15), выстояли колоссальную очередь в туалет (минут 30, он там один и для Ж и для М), круассаны есть не стали…

На границу приехали под мерзким моросящим дождем — настроение, впрочем, было приподнятое.

Прохождение границы с Финляндией

1. Будка со шлагбаумом. Загорается зеленый свет: подъезжаешь, показываешь паспорта (через окошко), проезжаешь дальше. Дорога там явно «пьяная» и если вы в первый раз — лучше пристроиться в кильватер предыдущей машине. Это чтоб на встречную полосу ненароком не заехать.
2. Таможня и КПП погранцов. Все в одном флаконе: слева большой крытый пограничный терминал для туристов на автобусах (там можно и взять декларации, но лучше захватить их из дома, если есть возможность), по центру что-то вроде вокзала с путями и перронами, только вместо рельсов- дорога для машин. Проездов несколько и  между ними стоят будки: сначала с таможней (здесь надо проштамповать декларацию- это делает водитель, пассажиров вроде бы не предъявляли), потом с КПП (здесь надо подходить с паспортами: первый водитель, дальше все остальные). Да, забыл, въезд в «вокзал» по зеленому знаку светофора.
3. После постановки в паспортах штампов о выезде, ждем, когда к машине подойдет пограничник и произведет осмотр. Холодно, дождливо, неуютно. Наконец, до нас снисходят, просят открыть багажник, показать запаску и желают счастливого пути. Минутное ожидание и подымается шлагбаум — мы в на «ничьей земле».

Маршрут естественно пролегает в магазин дьюти-фри, который здесь расположен только на направлении Россия-Финляндия (на обратной дороге в КПП Торфяновка его нет- а в Брусничном есть), где мы смотрим на цены и… ограничиваемся упаковкой финского пива «Лапин-Культа». Покупать коньяк и шампанское пусть и по цене вдвое ниже, чем в России (Реми-Мартен, или скажем Татинье) — не тянет. Все равно бутылка будет стоить минимум 1000 рублей на наши деньги.

  • Кстати, тем, кто едет на паром, здесь затовариваться вообще не надо: на пароме Хельсинки-Стокгольм отличный дьюти-фри, и гораздо больший выбор
Паром Силья-Серенада в порту Стокгольма

Паром Силья Серенада

4. Подъезжаем к финской таможне. Выбираем полосу для легкового транспорта (она обозначена картинкой, висящей над ней) и останавливается перед светофором.
5. Зеленый свет: тихонечко едем и заезжаем под крытый пандус, расположенный между двумя зданиями. Машина оставляется снаружи, мы выходим (все) и идем в здание слева по ходу движения. Здесь по приглашению финских пограничников по очереди (сначала водитель- потом пассажиры) подходим к окошку и предъявляем паспорта (штамп о въезде) и свидетельство о регистрации на машину (данные вбиваются в компьютер).

Дежурный вопрос (водителю) : куда едем и насколько- дежурный ответ (честный): Хельсинки-паром-Стокгольм-паром-Хельсинки и все: процедура закончена. Выходим, садимся в авто, пристегиваем ребенка на сиденье (на всякий случай) и въезжаем в соседнюю страну.

Все прохождение таможни заняло от силы часа 1.5- может и меньше, не засекали. В выходные пробки намного жестче… но на Брусничном — там народ «откатывает» свои финские визы.



  • Двигаемся строго по знакам ограничения скорости — они на светодиодах и хорошо подсвечены в любую погоду. Лихачить здесь не нужно — камеры напиханы часто, и в конце-концов мы их уже начали узнавать по характерной ажурной матче. Впрочем, +5 км/ч «сверху» ограничения — самый оптимальный выбор, и за это вряд ли оштрафуют

Дорога гораздо более монотонна, чем в Ленинградской области: вокруг одни поля, редко попадаются какие-то амбары, по пути (недалеко от границы) встретился лишь один город (Котка?), который мы проехали по центральной улице со скоростью 40-50 км/ч. Скоростная дорога (до 120 км/ч) начинается на полу-пути до Хельсинки (от границы до него около 190) и пока мы до нее добрались-утомились изрядно. Ребенка вообще пришлось вынуть из кресла и уложить спать на заднее сиденье.

На заметку о финских водителях: если они едут медленно, то, заметив вас сзади, непременно перестраиваются в правую полосу (на магистрали), те же кто едет сзади и быстрее (так делают многие, так как знают расположение камер), мигать фарами и «садиться на бампер» не будут: во-первых, не принято, во-вторых, несоблюдение дистанции (что-то около 20 метров при 100 км/ч) наказывается штрафом.

Паром "Принцесса Анастасия"

«Принцесса Анастасия»

Подобным образом, и не форсируя событий, мы добрались до Хельсинки. Для того, чтобы попасть к паромному терминалу карта в принципе не нужна (у нас она была с собой, но мы ей не воспользовались) — нужно просто следовать указателю Keskusta (центр города), либо указателю с изображением кораблика. Таким образом, мы и добрались до паромного терминала…

Викинг-Лайн (он оказался на противоположном берегу от нужного нам терминала Сильи Лайн). Не слишком огорчившись (топографически я непроходимо и, видимо, безнадежно, туп) мы припарковались, оценили ситуацию, развернулись и минут через десять уже подъехали к нужной нам паромной стоянке. Паром, конечно впечатляет — что издали, что вблизи.

Паром Викинг-Лайн

Паром Викинга

Оставив машину на стоянке (знак 2h белыми буквами на синем фоне обозначает, что первые два часа бесплатны), заходим в терминал, прихватив с собой и чемодан и ребенка. Подход к стойке — вопрос про русскоговорящий персонал — указание — предъявление ваучера на билеты — получение билетов, отнимает минут 5 от силы. После этого в нашем распоряжении целый вагон времени: на часах всего около часа дня (по финскому времени, а это +1 час к нашему), а паром отходит в 17.00.

  • Чемодан сдается в автоматическую камеру хранения, а мы возвращаемся обратно в машину: задача по бесплатной парковке на четыре дня должна быть решена. Рядом с терминалом (через дорогу), кстати, есть платный Europarking: стоянка вырублена в массивной скале и стоит, как я слышал, 20-25 € в день

Выезжаем и, добравшись до центральной улицы Маннергейма, едем в сторону Олимпийского стадиона, где есть неограниченная по времени и дням недели бесплатная парковка. По времени (на машине) минут 10.

Поставив машину (предварительно убедившись, что линия обозначена специальным знаком, никак не ограничивающим время), пешком возвращаемся в порт. Дождь мелко сыпет совершенно по-питерски, но настроение все равно хорошее.

Пара слов о центре Хельсинки. Как говорилось уже многими, здесь нет ничего особенного. Но аура чистенького европейского города с невысокими старыми домами и мощенными булыжником улицами, несомненно присутствует. Короче, нам понравилось.

Хельсинки, порт

Порт в Хельсинки

К моменту отплытия парома: о чудо — солнце выглядывает из-за туч и несмотря на холод и сырость мы поднимаемся на так называемую sun-deck, верхнюю, солнечную палубу, откуда открывается отличный вид и на Хельсинки (оба собора и набережная) и на гавань.

Силья Серенада

Про паром рассказывать, в общем-то, нечего: да большой, да впечатляет, да внутренний променад. Но стемнело быстро, да и устали мы порядочно.

Так что загрузившись  в какой-то кафешке (название не помню) ужином а-ля Икеа (пюре, тефтели, капустный салат, булочки и кофе: на человека получилось что-то около 13.5 евро), и пару раз сползав на верхнюю палубу (когда корабль вышел в море, там был жуткий ветродуй и даже открыть дверь было серьезной проблемой), мы устроились в каюте, немного посмотрели фильм (был взят ноутбук), написали пару писем на родину (на пароме бесплатный интернет) и улеглись спать.

Силья Симфония, наружная палуба

Силья, наружная палуба

Немного о каюте. Мы взяли с окном и видом на променад, что в принципе было ошибкой: если бы мы доплатили еще 7 € в каждую сторону (это по спецпредложению, без него — дороже), то получили бы каюту с видом на «окиян».

  • В каюте (любой этого уровня) есть: четыре спальных места, столик у окна, небольшой шкаф для одежды и чемоданов (внутри обнаружились две лесенки для подъема на «верхний ярус»), столик с зеркалом, ванная с туалетом, душем и даже феном

Стокгольм: чем заняться

Паромы Сильи прибывают в Стокгольм рано утром:в 9 утра уже швартуются в порту Вартахамнен. Что делать по прибытии, каждый решает самостоятельно. Примерные варианты изложены в нашем подробном репортаже «Что посмотреть в Стокгольме за 1 день».

Особенно рекомендуем Старый город, по-шведски Гамла стан, и этнографический музей Скансен на острове Юргорден.

Стокгольм

© DK, Eurotraveler.ru