Музей Васа

Музей Васа

Мало кто знает о том, что Швеция в 17 веке была мощнейшей европейской державой, фактически империей, в военном плане ведущей на континенте. Победы выдающегося полководца, короля Густава Адольфа Васы, одержанные в ходе Тридцатилетней войны в Германии, сообщили державе импульс на многие десятилетия: именно наследие этого монарха впоследствии успешно разбазарил молодой и горячий Карл XII — тот-самый, битый российским Петром Первым под Полтавой.

  • Удивительно, но от той, блестящей эпохи шведской государственности уцелело совершенно уникальное наследие: большой многопушечный линейный корабль. 1 200-тонный деревянный 64-пушечный «Васа» (Vasa) должен был стать флагманом королевского флота, его украшением и гордостью
  • Он утонул в первом же своем плавании, буквально сразу после спуска, но именно поэтому сохранился до наших дней: сегодня все гости Стокгольма имеют возможность рассмотреть чудо кораблестроительной техники 17 века, отреставрированное с любовью и вниманием к деталям!

Корабль-музей «Васа»

  • Корабль «Васа» был построен в 1626-1628 годах и был призван наглядно демонстрировать величие Швеции: 69 метров в длину, он нес на борту 48 только мощных 24-фунтовых (стрелявших ядрами массой 24 фунта, то есть около 10 кг) орудий, а экипаж составлял 145 человек. Мало того, по обычаю того времени, на него могло быть посажено около 300 солдат, что делало «Васу» не просто атакующим линейным кораблем, но и отличным десантным средством

Увы, до боевого применения дело не дошло: из-за инженерной ошибки судно потонуло прямо в Стокгольмской бухте, пройдя после спуска на воду всего около 2 км. Верфь находилась на полуострове Бласихольмен, то есть прямо напротив современной набережной Страндваген.

10 августа 1628 года корабль был отбуксирован мимо Гамла стан к месту, где ныне находится транспортная развязка Слюссен, поставил паруса и отправился в первый и оказавшийся таким недолгим поход.

Васа

  • Пушечные порты в том числе и на нижней палубе были открыты и «Васа» салютовал столице королевства пальбой из орудий. Внезапный порыв ветра сильно накренил корабль, недостаточно нагруженный балластом и потому неустойчивый, и он зачерпнул портами воду
  • Ее количество оказалось критическим: судно почти мгновенно повалилось на борт и затонуло всего в 120 метрах от берега. Корабль погрузился на глубину 32 метра в месте, находящимся совсем рядом с современным терминалом паромов Викинг-Лайн. Погибло от 30 до 50 человек, бывших в тот момент на борту. Состоявшееся расследование так и не нашло виновных — случившееся признали несчастным случаем

«Васа» был поднят в 1961 году с помощью заведенных под днище тросов и понтонов, спустя 333 года после гибели. Хотя корпус и даже чугунные предметы находились в плохом состоянии, их смогли восстановить. В 1988 году было принято решение построить для сохранения корабля целое здание на острове Юргорден (неподалеку от которого он, кстати и затонул) — музей Васа был открыт для впуска посетителей в 1991 году и успешно функционирует и поныне, являясь одной из знаковых достопримечательностей Стокгольма.

Фото Peter Isotalo

Eurotraveler.ru