Зимний дворец

Зимний дворец

Главная и самая большая резиденция русских царей, Зимний дворец в Санкт-Петербурге, творение архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771), итальянского парижанина и одного из самых блестящих русских зодчих,  - зримое и величественное отражение мощи государства.

Внушительное здание Зимнего дворца, одним своим фасадом отражающееся в глади реки Нева, а другим выходящее на громадную Дворцовую площадь внушает трепет одним своим гигантским размахом — россияне же при взгляде на него ощущают законную гордость за Родину. На 210 метров вытянулось каре вдоль Невы — 175 метрам равняется его ширина!

Вид на Зимний и Александровскую колонну

Зимний дворец: краткое описание

Выстроен в середине XVIII века в архитектурном стиле барокко, отличающимся пышностью и богатством деталей. Первоначально интерьеры были оформлены в таком же стиле. Но уже в 70-х годах XVIII века внутри начали появляться помещения сначала в переходном к классическому, а затем и классическом стилях, создаваемые архитекторами Иваном Егоровичем Старовым и Джакомо Кваренги.

Зимний дворец, вид с Дворцового моста

Сегодня Зимний дворец окрашен в бирюзовый с белым (колонны) и желтым (орнамент) цвета.

  • Точное количество внутренних залов документально почему-то нигде не сообщается: их где-то около 1 100. Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем, Мадридскому королевскому дворцу — просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов царской резиденции не имеет прецедентов в Европе… и мире.
  • Общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2 — имеется ввиду только площадь, занимаемая тремя этажами основного здания

Зимний дворец, вид со стрелки Васильевского острова, фото Антон Шестаков

В Зимнем дворце, а также пристроенных к нему чуть позднее корпусах Малого, Старого и Нового Эрмитажей, театре сегодня размещаются коллекции крупнейшего музея России и одного самых больших в мире, Государственного Эрмитажа.

Помимо богатейшего собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений и Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад, громадных залов для приемов и балов, камерных помещений для работы и повседневной жизни царственных особ, их родственников и гостей.

Сегодня собрание самого большого музея России насчитывает более 3 млн. единиц хранения!

Санкт-Петербург ночью

История и архитектура Зимнего дворца

Первоначально на месте, где сегодня находится Зимний, располагался особняк ближайшего сподвижника Петра I, адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости находится и Адмиралтейство, строившее первый российский флот.

По воспоминаниям современников, дворец Апраксина был самым большим и красивым во всем Петербурге — после его смерти здание и земля под ним отошло малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым.

Первый Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге был возведен в глубине участка между Невой и Миллионной улицей. В 1712 году деревянное двухэтажное здание перестроили в камне -  в качестве свадебного подарка он был преподнесен царю генерал-губернатором Санкт-Петербурга, Александром Даниловичем Меншиковым.

Меншиковский дворец

В 1716-1720 году резиденцию перестроили и расширили по проекту архитектора Георга Маттарнови. Строительство велось, в том числе, на территории, отвоеванной у Невы. Это здание принято считать вторым в списке.

Находилось оно на территории, занимаемой сегодня Эрмитажным театром, и было частично включено в последний в 1783-1787 годах архитектором Джакомо Кваренги. Интересно, что при этом сохранились личные покои Петра I и Екатерины Алексеевны на первом этаже.

Второй Зимний дворец

Петр переехал сюда из своего летнего дворца в Летнем саду в 1720 году.  И здесь же в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю)

Летний сад, фонтан

В 1732-1735 году был выстроен третий Зимний дворец для императрицы Анны Иоанновны — по проекту отца Бартоломео Франческо Растрелли, Карло Бартоломео. Он занимал куда больше места и располагался по другую сторону Зимней канавки, ближе к Адмиралтейству.

Дворец Анны Иоанновны, третий Зимний дворец

При императрице Елизавете Петровне к дворцу пристраивались флигеля и служебные корпуса, он разрастался вне всякого генерального плана и все больше походил на азиатскую, нежели на регулярную европейскую резиденцию. В конце концов решили, что такое здание недостойно великой империи и было повелено приступить к постройке нового дворца.

Сохранившийся до наших дней сооружение было выстроено по проекту архитектора Растрелли-сына Заложено при императрице Елизавете Петровне (1754 год) и в основном закончено (1762 год) лишь при Екатерине II.

Считается пятым Зимним дворцом поскольку на время строительства громадного комплекса для Елизаветы Петровны был выстроен четвертый: на Невском проспекте между Мойкой и Малой Морской улицей.

Строительство велось весной-летом 1755 года из дерева и было в основном закончено к ноябрю, когда императрица торжественно въехала в свою временную резиденцию.

Невский проспект, Санкт-Петербург

Личные покои Елизаветы Петровны располагались вдоль Мойки, окна выходили на Строгановский дворец, что находился (и находится сегодня) на другом берегу реки. Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), стоял вдоль Малой Морской улицы.

Строгановский дворец ночью

В 1764 году Екатерина II купила коллекцию картин, положивших начало всемирно известным коллекциям Эрмитажа. Первоначально полотна размещались в личных покоях дворца, не были доступны для осмотра, а все собрание получило название Эрмитаж от французского l’Ermitage, то есть «уединенный».

  • Достройка, перестройка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение (Малый и Большой Эрмитажи) дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796)

Большая церковь Зимнего дворца, фото Januarius-zick

От времени этой императрицы, увы, осталось мало что  — при Николае I внутренние интерьеры были перестроены. О преференциях и вкусах блестящей екатерининской эпохи свидетельствуют разве что великолепные Лоджии Рафаэля, созданные по точнейшим копиям, прибывшим из Папского (Апостольского) дворца в Ватикане и роскошная Большая дворцовая церковь, в точности воссозданная Стасовым после пожара 1837 года.

Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки выстроил архитектор Джакомо Кваренги в популярном тогда стиле классицизм.

Лоджии Рафаэля, Малый Эрмитаж

Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки, а вот принимал здание уже наследник, император Петр III, обосновавшийся здесь в апреле 1762 года.

Анфилада парадных залов, как и сегодня занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестница — напротив нее на Неве на Крещение прорубали прорубь, в которой освящали воду.

Императрица Екатерина II Зимний дворец не очень-то любила: огромные пространства, отлично подходящие для пускания пыли в глаза и балов, не располагали к домашнему уюту.

Царское Село, Екатерининский дворец

Растрелли был немедленно отставлен от дел по восшествию императрицы на престол, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал здание Малого Эрмитажа (Эрмитаж — «место уединения»), где Екатерина не только устраивала приватные вечера, но и хранила художественные коллекции.

Роскошный Павильонный зал в торце Малого Эрмитажа, выходящем на Неву, был создан позже, в середине 19 века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В нем находятся и знаменитые часы Зимнего дворца, те самые, в виде павлина.

Часы "Павлин", Малый Эрмитаж, фото Fotodar

А вот Висячий сад был спроектирован во времена Екатерины… Помещения под ним, на первом этаже, к слову, носили сугубо утилитарное назначение и предназначались для хранения дров.

Павел I был вынужден жить в Зимнем дворце пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок, а вот два последующих императора: Александр I и Николай I, не видели ничего зазорного в том, чтобы квартировать именно здесь. Впрочем, Александр I, бывало, даже зиму проводил в Екатерининском дворце в Царском Селе.

Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать в столице, второй же буквально олицетворял себя с мощью России и не мог позволить себе квартировать в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится именно ко времени правления Николая I и его жены Александры Федоровны.

Висячий сад, Малый Эрмитаж, фото Tura8

  • Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра!

В первой трети XIX века по проекту великого архитектора Карла Ивановича Росси была создана известная Военная галерея и ряд других помещений . Отметим, что среди работ этого мастера: ансамбль Дворцовой площади, Александринский театр, Михайловский дворец, ныне превращенный в

Русский музей, Санкт-Петербург

Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожар, после которого его пришлось восстанавливать буквально с нуля. Буквально ввиду Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю) из-за неисправности печной трубы здание сгорело — уцелели лишь стены первого этажа.

Пожар в Зимнем дворце

При восстановлении, первая стадия которого была закончена к весне 1839 года года, применялись новаторские для того времени строительные решения: в частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после того ремонта дошел до нашего времени в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…

Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек. Как вспоминает французский путешественник Астольф де Кюстин в своем труде «Россия в 1839 году»:

«Наконец, я увидел фасад нового Зимнего дворца — еще один чудесный плод воли одного человека, подвигающего других людей на борьбу с законами природы. Борьба эта увенчалась полным успехом, ибо за один год Зимний дворец — пожалуй, огромнейший из всех в мире, ибо он равен Лувру и Тюильри вместе взятым возродился из пепла.

Для того чтобы закончить этот труд в срок, определенный императором, потребовались неимоверные усилия: внутренние работы велись во время страшных морозов; стройке постоянно требовались шесть тысяч рабочих; каждый день уносил с собой множество жертв, но на их место тотчас вставали, дабы в свой черед погибнуть в этой бесславной битве, новые борцы, так что потери не были заметны. Меж тем единственной целью стольких жертв было удовлетворение прихоти одного человека!»



Парад на Дворцовой площади, Санкт-Петербург

Интересно, что после своего восстановления дворец (построенный из кирпича и оштукатуренный) был перекрашен из зеленовато-белого, исторического, цвета в песочно-охристый цвет. Колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на их фоне (были побелены), но затем по цветовой гамме сравнялись со стенами.

  • Карл Иванович Росси в свое время при возведении здания Главного штаба предлагал покрасить все здания на площади и дворец в том числе, в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Но проект не получил одобрения

По словам Кюстина:

«В первый день Нового года в Зимний дворец допускались по билетам от 30 до 40 тысяч жителей Петербурга, представителей всех сословий, и этот праздник всегда служил для официозных публицистов символом единения царя с народом».

После пожара 1837 года, практически полностью уничтожившего здание, работами по восстановлению руководители архитекторы: Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. Кстати, брат знаменитого живописца, написавшего эпический «Последний день Помпеи».

Большая часть залов получила иное убранство в стиле зрелого или даже пресыщенного классицизма, русского ампира. Интерьеры стали намного роскошнее, чем прежде.

Лестница Нового Эрмитажа

При Александре II Зимний дворец внутри был еще раз основательно переделан, жилые интерьеры оформили по моде того времени.

Следующие два царя предпочитали иные резиденции. Александр III, когда выезжал из Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском проспекте. А его старший сын, Николай II, в основном использовал Зимний дворец под роскошные балы, хотя на втором этаже и сохранились некоторые его личные помещения.

Гостившие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили в Зимнем, как в отеле: под их нужды отводились сразу целые анфилады залов. Также в императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.

Зимний дворец — не единственное творение Растрелли в Санкт-Петербурге. «Перу» этого мастера, основоположника чрезвычайно красочного и пышного стиля, известного как русское барокко, принадлежат также: Строгановский дворец на Невском проспекте, Екатерининский - в Царском Селе, Большой Петергофский дворец, ансамбль Смольного монастыря.

Петергофский дворец, вид со стороны Верхнего сада

Залы Зимнего дворца

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.

Эрмитаж, Иорданская лестница

Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…

Невскую парадную анфиладу начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.

Николаевский зал Зимнего дворца, Константин Ухтомский

За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец в Царском Селе.

Малахитовая гостиная Зимнего дворца

Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.

Парадные помещения Восточной анфилады (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.

Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.

Георгиевский зал Зимнего дворца после пожара 1837 года

План Зимнего дворца

    1. Кабинет Александры Федоровны
    2.  Приемная
    3. Белая гостиная
    4. Малахитовая гостиная
    5.  Концертный зал
    6. Большой или Николаевский зал
    7. Николаевский аванзал
    8. Иорданская лестница
    9. Фельдмаршальский зал
    10. Петровский (Малый тронный)
    11. Гербовый зал
    12. Галерея 1812 года
    13. Георгиевский (Большой тронный) зал
    14. Малый Эрмитаж
    15. Новый Эрмитаж
    16. Дворцовая церковь
    17. Александровский зал

Время работы, билеты, как добраться

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб.32
Зимний дворец, часы работы: 10:30 — 18:00: вторник, четверг, суббота, воскресенье, 10.30-21.00: среда, пятница. Понедельник — выходной день
Цены на билеты: 600 рублей — взрослый билет (400 — для граждан РФ и Республики Беларусь), дети, студенты и пенсионеры РФ проходят бесплатно!
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org

Добраться до Зимнего дворца можно пешком от станций метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект»: 5-10 минут.

© Eurotraveler.ru