Зимний дворец

Зимний дворец

Главный и самый большой дворец русских царей, Зимний дворец в Санкт-Петербурге - шедевр Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771), итальянского парижанина и одного из самых блестящих русских архитекторов,  - зримое и величественное отображение мощи государства. Внушительное каре, одним своим фасадом отражающееся в глади реки Нева, а другим выходящее на громадную Дворцовую площадь (нынешний облик приобрела лишь в середине 19 века, спустя столетие после постройки дворца) внушает трепет своим размахом — россияне же при взгляде на него ощущают законную гордость за Родину.

Что посмотреть в Санкт-Петербурге в первую очередь

Вид на Зимний и Александровскую колонну

Вид на Зимний и Александровскую колонну

  • Первоначально на месте современного главного корпуса Зимнего дворца на Дворцовой набережной стоял дворец сподвижника Петра I, адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости находится и Адмиралтейство, где строился российский флот
  • По воспоминаниям современников, дворец Апраксина был самым большим и красивым во всем Петербурге — после его смерти здание отошло малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым
  • В 1732-1735 году был выстроен третий Зимний дворец для императрицы Анны Иоанновны — его проект разработал отец Бартоломео Франческо Растрелли, Карло Бартоломео
  • Сохранившийся до наших дней Зимний дворец был выстроен по проекту по проекту архитектора Растрелли был начат постройкой (1754 год) при императрице Елизавете Петровне и в основном закончен (1762 год) лишь при Екатерине II. Он считается пятым, поскольку на время строительства громадного комплекса для Елизаветы Петровны был выстроен
Строгановский дворец ночью

Строгановский дворец ночью

  • четвертый Зимний дворец на Невском проспекте между Мойкой и Малой Морской улицей. Строительство велось весной-летом 1755 года из дерева и было в основном закончено в ноябре, когда императрица торжественно въехала в свою временную резиденцию.

Личные покои Елизаветы Петровны располагались вдоль Мойки, окна выходили на Строгановский дворец, что находился (и находится сегодня) на другом берегу реки Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), стоял вдоль Малой Морской улицы.

Архитектура Зимнего дворца может быть кратко описана одним словом — это барокко. Хотя внутри сохранились в основном лишь интерьеры времен позднего классицизма (ампира) и эклектики середины 19 века

Лоджии Рафаэля, Малый Эрмитаж

Лоджии Рафаэля, Малый Эрмитаж, фото Tura8

  • Достройка, перестройка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение (Малый и Большой Эрмитажи) дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796).
  • От времени этой императрицы, увы, осталось мало что (ну, естественно, внешний облик) — при Николае I внутренние интерьеры были перестроены. Вот разве что великолепные Лоджии Рафаэля, построенные по точнейшим копиям, прибывшим из Папского (Апостольского) дворца в Ватикане
  • Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки выстроил архитектор Джакомо Кваренги в популярном тогда стиле классицизм

Впрочем, именно Екатерина II, человек очень широкого ума, положила начало знаменитым коллекциям Эрмитажа, начав скупать за рубежом собрания частных лиц. Потому сегодня Зимний дворец — это в первую очередь музей. Бывшая главная царская резиденция сегодня является главным корпусом знаменитого собрания с приблизительно 3 млн. единиц хранения

Всего в Санкт-Петербурге было построено пять Зимних дворцов.

Второй Зимний дворец

Второй Зимний дворец

  • Первый, для Петра I, выстроили на участке около Зимней канавки — он находился в глубине, а не на набережной и примыкал к Миллионной улице. Именно в нем, в частности, праздновалась свадьба царя и Екатерины Алексеевны (Свадебные палаты)
  • Второй Зимний дворец был выстроен на углу Невы и (еще создававшейся тогда) Зимней канавки — Петр переехал в него из своего летнего дворца в Летнем саду в 1720 году. Строительство велось по проекту архитектора Маттарнови в том числе на территории, отвоеванной у Невы. В этом дворце в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю)
  • Третий предназначался для Анны Ионновны (1732-1735)
  • Четвертый временный и пятый постоянный, сохранившийся до наших дней

Зимний дворец — не единственное творение Растрелли в Санкт-Петербурге. «Перу» этого мастера, основоположника чрезвычайно красочного и пышного стиля, известного как русское барокко, принадлежат также: Строгановский дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой Петергофский дворец в Петергофе

Зимний дворец в 1830-е годы

Зимний дворец в 1830-е годы — со стороны Дворцовой площади

Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки, а вот принимал здание уже наследник, император Петр III, обосновавшийся здесь в апреле 1762 года.

Анфилада парадных залов, как и сегодня занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестница — напротив нее на Неве на Крещение прорубали прорубь, в которой освящали воду.

Императрица Екатерина II Зимний дворец не очень-то любила: огромные пространства, отлично подходящие для пускания пыли в глаза и балов, не располагали к домашнему уюту. Растрелли был немедленно отставлен от дел по восшествию императрицы на престол, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал здание Малого Эрмитажа (Эрмитаж — «место уединения»), где Екатерина не только устраивала приватные вечера, но и хранила художественные коллекции.

Висячий сад, Малый Эрмитаж

Висячий сад, Малый Эрмитаж, фото Tura8

Роскошный Павильонный зал в торце Малого Эрмитажа, выходящем на Неву, был создан позже, в середине 19 века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. А вот Висячий сад был спроектирован во времена Екатерины… Помещения под ним, на первом этаже, к слову, носили сугубо утилитарное назначение и предназначались для хранения дров.

  • Павел I был вынужден жить в Зимнем дворце пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок, а вот два последующих императора: Александр I и Николай I, преимущественно жили здесь
  • Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать в столице, второй же буквально олицетворял себя с мощью России и не мог позволить себе квартировать в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится именно ко времени правления Николая I и его жены Александры Федоровны
  • Интерьеры на плане Зимнего дворца:
План Зимнего дворца

План Зимнего дворца

  1. Кабинет Александры Федоровны
  2.  Приемная
  3. Белая гостиная
  4. Малахитовая гостиная
  5.  Концертный зал
  6. Большой или Николаевский зал
  7. Николаевский аванзал
  8. Иорданская лестница
  9. Фельдмаршальский зал
  10. Петровский (Малый тронный)
  11. Гербовый зал
  12. Галерея 1812 года
  13. Георгиевский (Большой тронный) зал
  14. Малый Эрмитаж
  15. Новый Эрмитаж
  16. Дворцовая церковь
  17. Александровский зал
Зимний дворец, вид со стрелки Васильевского острова, фото Антон Шестаков

Зимний дворец вид со стрелки Васильевского острова

  • Интересно, что до второй половины 19 века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра
  • Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожар, после которого его пришлось восстанавливать буквально с нуля. Буквально ввиду Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю)  из-за неисправности печной трубы здание сгорело.
  • Уцелели лишь стены первого этажа. При восстановлении, первая стадия которого была закончена к весне 1839 года года, применялись новаторские для того времени строительные решения: в частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после того ремонта дошел до нашего времени в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…
  • Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек

Как вспоминает французский путешественник Астольф де Кюстин в своем труде «Россия в 1839 году»:

Пожар в Зимнем дворце

Пьер-Мари-Жозеф Верне «Пожар в Зимнем дворце», 1838 год

«Наконец, я увидел фасад нового Зимнего дворца — еще один чудесный плод воли одного человека, подвигающего других
людей на борьбу с законами природы. Борьба эта увенчалась полным успехом, ибо за один год Зимний дворец — пожалуй, огромнейший из всех в мире, ибо он равен Лувру и Тюильри вместе взятым возродился из пепла.

Для того чтобы закончить этот труд в срок, определенный императором, потребовались неимоверные усилия: внутренние работы велись во время страшных морозов; стройке постоянно требовались шесть тысяч рабочих; каждый день уносил с собой множество жертв, но на их место тотчас вставали, дабы в свой черед погибнуть в этой бесславной битве, новые борцы, так что потери не были заметны. Меж тем единственной целью стольких жертв было удовлетворение прихоти одного человека!»

Георгиевский зал Зимнего дворца после пожара 1837 года

Георгиевский зал

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде. Вот хотя бы та же Малахитовая гостиная, окнами обращенная на Неву и стрелку Васильевского острова…

Малахитовая гостиная Зимнего дворца

Малахитовая гостиная

К слову, согласно тому же Кюстину: «В первый день Нового года в Зимний дворец допускались по билетам от 30 до 40 тысяч жителей Петербурга, представителей всех сословий, и этот праздник всегда служил для официозных публицистов символом единения царя с народом».

  • Интересно, что после своего восстановления дворец (построенный из кирпича и оштукатуренный) был перекрашен из зеленовато-белого, исторического цвета в песочно-охристый цвет. Колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на их фоне (были окрашен в белый цвет), но затем по цветовой гамме сравнялись со стенами. Возможно, таким образом Зимний дворец намеревались преподнести, как выстроенный из песчаника?
  • Любопытно, что архитектор Карл Росси в свое время при возведении здания Главного штаба предлагал покрасить все здания на площади и дворец в том числе, в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Но проект не получил одобрения

Зимний дворец, Северный фасад, литография

  • Сегодня Зимний дворец окрашен в очень живенький бирюзовый с белым (колонны) и желтым (орнамент) цвета.
  • Точное количество внутренних залов документально почему-то нигде не сообщается: их где-то около 1 100. Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем Мадридскому королевскому дворцу — просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов Зимнего не имеет прецедентов в Европе… и мире. Общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2 — имеется ввиду только площадь,занимаемая 4-мя этажами основного здания

Лестница музея Новый Эрмитаж

Зимний дворец на карте Петербурга

Гостившие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили в Зимнем как в отеле: под их нужды отводились сразу целые анфилады залов. Также в императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.

Тем более, что сами императоры обычно предпочитали другие дворцы: Александр III, когда не жил в Гатчинском дворце, останавливался в Аничковом, а его сын, Николай II, старался появляться в Зимнем только во время балов и государственных приемов — жил же он в перестроенном под нужды семьи Александровском дворце в Царском Селе

  • В Зимнем дворце, а также пристроенных к нему чуть позднее корпусах Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажном театре сегодня размещаются коллекции крупнейшего музея России, Государственного Эрмитажа. Помимо богатейшего собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений и Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад, громадных залов для приемов и балов и вполне камерных помещений для работы и повседневной жизни
Иорданская лестница Зимнего дворца

Иорданская лестница

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб.32
Как добраться: метро, станция Адмиралтейская, Гостиный двор/Невский проспект
Часы работы (совпадают с часами работы Государственного Эрмитажа): 10:30 — 18:00: вторник, четверг, суббота воскресенье, 10.30-21.00: среда, пятница
Цены на билеты: 600 рублей — взрослый билет (400 — для граждан РФ и Республики Беларусь), дети, студенты и пенсионеры РФ проходят бесплатно!
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org