Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Музей Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге: история, описание, шедевры. Где находится и как добраться, время работы, цены на билеты 2020, как посетить бесплатно — в обзоре Eurotraveler.ru.

Государственный Эрмитаж — крупнейший художественный музей России. Находится в самом центре Санкт-Петербурга, в двух шагах от Невского проспекта. Занимает не только специально выстроенные музейные корпуса (Малый и Новый Эрмитажи), но также и залы бывшей главной императорской резиденции, Зимнего дворца.

По размеру собранной коллекции картин, шпалер, гравюр, скульптуры, а также по общей площади музейных залов считается одним из самых больших музеев мира.

Мало того, петербургский музей в целом представляет собой уникальное явление. Так как разместился не только в специализированных музейных зданиях — как Прадо, Национальная галерея, Метрополитен-музей, — но также занял и все помещения громадного императорского дворца. В свое время роскошнейшего в Европе!

Вы скажете, что парижский Лувр в чем-то можно считать аналогом и будете правы. Отчасти!

Поскольку Лувр совсем недолгое время был королевской резиденцией (короли Франции предпочитали квартировать во дворце Тюльри, ныне не существующем, а затем переехали в Версаль) и уж, конечно, никогда не был столь шикарной как Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Вид на Зимний дворец и Александровскую колонну, Санкт-Петербург

История создания

Начало коллекциям современного Эрмитажа в 1764 году положила императрица Екатерина II, получившая из Берлина в качестве контрибуции за победу в Семилетней войны более 200 картин. Продолжение было положено умевшей заглядывать далеко вперед, Екатериной уже в 1769 году — приобретенная коллекция первого министра польского короля графа Генриха фон Брюля (Брюлевская терраса в Дрездене — помните?) была не в пример масштабнее (600 картин)

В 1772 году собрание пополнила коллекция Кроза, купленная представителями императрицы в Париже, за которым последовала коллекция премьера Великобритании Роберта Уолпола и несколько менее известных собраний — во времена Екатерины II, которые недаром были прозваны «Блестящим веком» российской государственности, на покупку произведений искусства не скупились!

Для размещения все увеличивающихся коллекций было сначала построено здание Малого Эрмитажа (в его фасаде, выходящем на Неву, сегодня находится знаменитый белоколонный Павильонный зал (1855-1858) работы Андрея Штакеншнейдера) по проекту Жана-Батиста Валлена-Деламота, а затем и Старый (Большой) Эрмитаж по проекту Юрия Фельтена.

В последнем находятся Лоджии Рафаэля, по заказу Екатерины украшенные копиями знаменитых фресок Рафаэля из Папского дворца в Ватикане. А также украшение дворца, Советская лестница (в середине 19 века в Старом Эрмитаже проходили заседания Государственного Совета) и коллекция старых итальянских мастеров: Леонардо, Рафаэля, Тициана, Джорджоне.

Наследники Екатерины продолжили дело собирательства, а при ее внуке, Николае I, при Зимнем дворце по проекту германского архитектора Лео фон Кленце — того самого, что строил Старую Пинакотеку в Мюнхене, — было сооружено (первое в России) специальное музейное здание.

Новый Эрмитаж (1842-1851) был передовым сооружением для своего времени:  использование железа в кровельных конструкциях, громадные окна-фонари купольной формы на потолке, просторные залы и масштабная главная лестница потрясали воображение посетителей.

Здание своим фасадом выходит не на Неву (там стоит Старый Эрмитаж), а на Миллионную улицу, а его портик с атлантами перед главным входом является одним из самых узнаваемых символов музея.

Малый и Новый Эрмтажи, Миллионная улица

  • Новый Эрмитаж открылся для публики 5 февраля 1852 и уже через каких-нибудь 30 лет его посещали за год десятки тысяч человек

Лестница музея Новый Эрмитаж

В 1895 году часть коллекции — произведения российских живописцев — были переданы в открывшийся в Михайловском дворце музей Александра III (ныне Русский музей). А после Октябрьской революции 1917 года коллекциям Эрмитажа был нанесен сильный, если не катастрофический урон, когда часть собрания (особенно ювелирные изделия) была разграблена.

В период коллективизации и индустриализации СССР (1929-1934 годы) порядка 100 первоклассных картин и коллекция яиц Фаберже навсегда покинули залы музея, отправившись в США в обмен на доллары, нужные для покупки зарубежной техники.

Видную роль в скупке произведений искусства играл американский предприниматель Арманд Хаммер, одним из первых западных бизнесменов наладивший тесные связи с правительством большевиков, и получивший по причине этого громадные торговые преференции.

Сегодня Государственный Эрмитаж за год посещают 2.5 — 3 миллиона туристов — цифра, в общем, недостойная собрания самого большого музея России (это вдвое меньше числа туристов, бывающих в Лувре или Британском музее). Ведь, помимо богатейшего собрания живописи и скульптуры, античных мраморов, египетской и ювелирной коллекции (Галерея драгоценностей), во дворце-музее сохранились многие интерьеры времен блестящей императорской резиденции.

В 19 веке, во времена Николая I здесь давались такие роскошные зимние балы на тысячи человек, что иностранцы буквально теряли дар речи от блеска и роскоши дворцовых залов, убранства, стола и вообще церемониала. Иорданская лестница, Николаевский и Георгиевский залы, знаменитый Малахитовый зал, парадные покои императора Николая II и многое-многое другое сегодня доступно для осмотра.

Малахитовый зал

Картины Леонардо да Винчи и Рафаэля, Караваджо, Рембрандта, Вермеера, Веласкеса, Ван Гога, Пикассо и многих-многих других художников. Античная и барочная скульптура, артефакты из Египта и Месопотамии, фландрские гобелены и веджвудский фарфор, геммы и резьба по кости и дереву, обширная ювелирная коллекция — все это туристу никак не осмотреть за полный рабочий день музея!

Отметим, что Эрмитаж сегодня страдает от недостатка технического оснащения. Подсветка подавляющего большинства картин отсутствует, что, учитывая их возраст, зачастую не позволяет увидеть вообще ничего. Точечные галогеновые светильники здесь — практически неизвестная новация, так что в сумрачный ненастный день (а их много в Петербурге) посетители смогут восторгаться лишь большими полотнами, либо теми из них, что размещены в Новом Эрмитаже.

Залы Зимнего дворца по преимуществу тонут во мраке осенью (верхнее освещение из тусклых люстр недостаточно для осмотра картин), а в случае погожего весеннего или летнего денька дело портят бликующие стекла, нередко защищающие поверхности старых полотен.

Время работы и цены на билеты

Адрес: Дворцовая пл., 2, 190000, Санкт-Петербург, Россия
Как добраться: станция метро Гостиный двор/Невский проспект, затем пешком около 10-15 минут по Невскому проспекту. Запарковать машину рядом с музеем проблематично, хотя и возможно (Миллионная улица с одной стороны и Адмиралтейский проспект с другой)
Время работы: вторник-воскресенье: 10.30-18.00, среда: 10.30-21.00 , понедельник — выходной, не работает 1 января, 9 мая
Цены на билеты: 400 руб. (граждане России и Беларуси: 350 руб.), бесплатно: пенсионеры РФ, дети дошкольного и школьного возрастов, студенты — независимо от гражданства
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org

Необычные экскурсии

Рекомендуем