Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла — первая церковь Флоренции, встречающая путешественника, прибывающего в тосканскую столицу на поезде. Стоит только покинуть главный вокзал города, по понятной причине носящего то же имя: Santa Maria Novella или SMN, выйти на просторную площадь, и вы ее увидите. Но не впечатлитесь: простенькие кирпичные стены и затянутая в строительную сетку колокольня не вызывают прилива восхищения или экстаза!

Как и желания посетить. Но не всякое первое впечатление правдиво — и Санта-Мария-Новелла может опровергнуть сложившееся мнение, если только пройти чуть дальше. Боковой фасад церкви, вытянувшийся вдоль Виа дельи Авелли выглядит уже намного интересней, а ее мраморный портик, выходящий на одноименную площадь, просто вопиет, — ты во Флоренции!

Санта-Мария-Новелла

История строительства

Здание базилики датируется XIII веком, проект был разработан обычными монахами ордена доминиканцев фра Систо и фра Ристоро. Стиль — романо-готический, главный неф перекрыт традиционным стрельчатым сводом. Колокольню к Санта-Марии-Новелле пристроили в середине XIV столетия, работами руководил еще один брат, фра Якопо Таленти.

Торжественный и роскошный мраморный фасад базилика получила в 1470 году, о чем свидетельствует надпись на латыни, расшифровывающаяся так: «Джованни Ручеллаи, сын Паоло, в благословенный 1470 год». Семейство Ручеллаи было одним из богатейших во Флоренции в эпоху Возрождения, если не влиянием, то деньгами соперничало с Медичи, и могло финансировать дорогостоящие эксперименты в области искусства.

Облицовку белым, розовым и зеленым мрамором Санта-Марии-Новелла получила на 5 веков раньше, чем главный собор города, Санта-Мария-дель-Фьоре. Проект разработал и претворил Леон Баттиста Альберти (1404-1472), теоретик архитектуры, математик, философ, ученый, великий гуманист своего времени. Считавший гармонию воплощением красоты «когда ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».

  • Флоренции он подарил еще и Палаццо Ручеллаи, великолепный дворец в стиле чистейшего ренессанса

Шедевры

Нарядный и при этом чрезвычайно гармоничный, изящный, фасад базилики стал одним из первых шедевров эпохи Ренессанса. Он вобрал в себя все лучшее, что могла дать уходящая готика (стрельчатые арки, центральный фонарь), слив ее в каком-то сладострастном экстазе с нарождающимся ренессансом, будущим барокко и классикой.

Фасад Санта-Марии-Новеллы

Кто-то скажет — винегрет, ведь фасад Санта-Мария-Новеллы сложно отнести к какому-то определенному стилю. А мы скажем — новаторство! По своему значению с точки зрения развития архитектурных форм не уступающее тем прорывным работам, которыми украшали Барселону конца XIX-начала XX века Антонио Гауди и Луис Доменек. По всеобщему признанию гении ар-нуво.

Еще одной жемчужиной Санта-Марии-Новеллы являются фрески работы Доменико Гирландайо (1449-1494), выполненные в 1485-1490 годах. По ним вполне можно составить представление о жизни во Флоренции в эпоху Лоренцо Великолепного, то есть в период расцвета искусств и культуры. Как пишет Е. В. Фёдорова в своем труде «Знаменитые города Италии»: во фресках Гирландайо «религиозный сюжет является лишь поводом для изображения картин реальной жизни. Художник запечатлел своих современников-флорентийцев».

Как и Санта-Кроче, Санта-Мария-Новелла использовалась в качестве пантеона богатых и влиятельных жителей Флоренции: внутри есть несколько именных капелл. Сбоку к зданию церкви примыкает монастырский дворик (вход с площади), доступный для бесплатного посещения.

Боковой фасад Санта-Марии-Новеллы

Посещение

Входные билеты: € 7.50, € 5.5 — для детей 11-17 лет, до 11 — бесплатно
Официальный сайт: smn.it/en

В пешей доступности от площади и церкви Санта-Мария-Новелла расположены такие достопримечательности как: Санта-Мария-дель-Фьоре и бапсистерий Сан-Джованни, базилика Сан-Лоренцо с капеллой Медичи.

Использована информация: Федорова Е.В. «Знаменитые города Италии»

© Eurotraveler.ru