Флоренция

Флоренция

Даже по итальянским, явно завышенным меркам, Флоренция — необычный город. Столица Возрождения, Ренессанса — культурного явления, необычайно оживившего мрачную картину Средневековья. Направившего человечество по новому, куда более перспективному пути. Буквально излечившего его от косности, покончившего с застоем и давшего импульс развития, который, в общем-то и привел к образованию той западной цивилизации, какой мы ее знаем ныне.

Карта

Естественно, что город, стоявший у истоков такого масштабного течения, способен оставить в памяти немало зарубок. Летом, то есть в самый сезон, на улицах столицы Тосканы не протолкнуться от туристов и потому шансы поставить себе шишку, столкнувшись лбом с таким же любителем прекрасного, неизмеримо выше, чем внимательно рассмотреть все достопримечательности Флоренции

  • Поэтому лучше всего посещать его ранней весной, когда солнце еще только начинает манить своим теплом, а потенциальные путешественники еще только начинают прикидывать планы на отпуск. Погода во Флоренции в майские или даже апрельские дни идеальна для любознательного туриста — а другие сюда и не ездят!
Понте Векьо

Понте Векьо

Основные достопримечательности Флоренции находятся в пешеходной доступности от моста Понте-Веккьо. Впрочем и сам этот древний мост, творение архитектора Нери ди Фьораванте (1345 год), сохранившее большую часть старинных ювелирных лавочек — неплохое место для того, чтобы ощутить дух Средневековья

Достопримечательности

Буквально в двух шагах от моста, если пойти от его направо, находится сердце Флоренции, площадь Синьории. Ее украшает внушительное здание ратуши, Палаццо Веккьо, как предполагают, задуманное тем же архитектором, Арнольфо ди Камбио, что строил и городской Дуомо и волшебную базилику Санта-Кроче.

Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо

  • Палаццо Веккьо — великолепное, истинно флорентийское здание с неким подобием крепостных зубцов на крыше и высокой доминирующей над средневековым городом башней (высотой 94 метра). Именно здесь в свое время заседали республиканские Советы, именно отсюда диктовали Флоренции свою волю грозные Медичи
  • Пиза — не только Пизанская башня, но и…

На вершину башни, кстати, можно подняться (пешком) и с высоты обозреть великолепные виды Флоренции. На площади Синьории стоит и знаменитый «Давид» Микеланджело, созданный в смутные для государства годы (1501-1504) и, видимо, в назидание возможным захватчикам. Увы — сегодня это всего лишь копия — оригинал мраморной статуи весом около 6 тонн, за века немало настрадавшийся под открытым небом, в 1873 году был перенесен под крышу флорентийской Академии художеств и хранится в Галерее Академии.

  • Где и находится ныне. Заметим, что «Давид», как и большинство скульптур того времени, был вырезан из глыбы каррарского мрамора — материала, также добывающегося в Тоскане
  • В Лоджии Ланци, красивой аркаде постройки 14 века (кватроченто, раннее Возрождение) на площади Синьории, размещается несколько скульптурных шевров из соседней галереи Уффици и в том числе «Персей с головой Медузы» работы Бенвенуто Челлини
Лоджия ди Ланци, Флоренция

Лоджия ди Ланци, Флоренция

По соседству с ратушей находится здание самого крупного городского художественного музея, Галереи Уффици. Здание было построено (по проекту архитектора Джорджо Вазари) в 1560-1581 годах по заказу Козимо I Медичи для размещения ряда государственных служб. Оно кстати, так называется и поныне: uffizi — по-итальянски означает службы, а не фамилию какого-нибудь грозного вельможи, как можно было бы подумать по распространенной (и не только в Италии) аналогии.

  • Интересно архитектурное решение здания: оно представляет собой два параллельных корпуса, протянувшиеся от Палаццо Веккьо до берега Арно и на первый взгляд кажется целой улицей. Одного посещения этой галереи уже хватит, чтобы составить себе более-менее полное представление о живописи вообще. От Возрождения и до 17 века включительно
  • Полотна работы Леонардо да Винчи («Поклонение волхвов»), Рафаэля, Микеланджело, Ботичелли и Караваджо, а также Ван Дейка и Рубенса составляют славу этой коллекции. В свое время бывшую личной коллекцией семьи Медичи
Галерея Уффици

Галерея Уффици

Но не только музей Уффици составляет славу столицу Тосканы — слева от моста Понте-Веккьо раскинулись обширные сады Боболи с их главной жемчужиной, Палаццо Питти. Ренессансный дворец, бывший резиденцией Медичи, а затем и Великих герцогов Тосканы, сохранил великолепие парадных интерьеров и отличную коллекцию живописи. Палатинская галерея, квартирующая в залах дворца, считается крупнейшим художественным собранием Флоренции.

  • Здесь находятся целых 11 картин одного только великого Рафаэля, а также полотна Тициана и Тинторетто, Джорджоне и Караваджо, Рубенса и Ван-Дейка, Мурильо…

В числе знаковых достопримечательностей тосканской столицы упомянем и базилику Санта-Кроче (Святого Креста), некогда главный францисканский храм Европы и по совместительству усыпальница известнейших сынов Италии (не все они, правда, флорентийцы по рождению): Микеланджело, Макиавелли, Галилей, Россини, Маркони, Ферми. Есть здесь и надгробие Данте Алигьери — прославленного флорентийца, нашедшего, правда, успокоение не здесь, а в Равенне (Эмилия-Романья), на другом побережье «итальянского сапога»…

Флорентийский Дуомо

Флорентийский Дуомо

  • Если же от площади Синьории двинуться на север (то есть уходя от Арно), то спустя очень непродолжительно время можно добраться до главного собора Флоренции и, наверное, главной достопримечательности города, Санта-Марии-дель-Фиоре (Duomo). Он стал редким долгостроем (начат в конце 13-го века, а фасад закончили лишь в 19 столетии), но являет собой поистине незабываемое зрелище

Знаменитый беспролетный купол гениального архитектора Брунеллески, первым придумавшего сложную, двухкорпусную (внешний и внутренний свод) конструкцию, красивейший, украшенный стрельчатыми арками и статуями мраморный фасад и высокая (хотя и немного уступающая по высоте куполу) квадратная колокольня Джотто, оставляют неизгладимое впечатление.

  • По соседству находится и здание Бапсистерия (Сан Джованни), в котором крестили всех знаменитых флорентийцев — говорят, что это самое старое из сохранившихся зданий города. Потолок небольшого восьмиугольного здания в романском стиле выложен прекрасными мозаичными панно, а его удивительные бронзовые врата работы Лоренцо Гиберти считаются одним из шедевров Возрождения

История

Флоренция

Флоренция, Палаццо Веккьо и Дуомо

Флоренция (сначала в виде военного лагеря) была основана на берегах реки Арно в 80 году до Рождества Христова римским полководцем и государственным деятелем Луциусом Корнелиусом Суллой, счевшим этот пункт идеальным местом для защиты важнейшей магистрали Via Cassia, соединявшей Рим с северными областями страны.

Не без оснований можно предположить, что к этому шагу его подтолкнули этруски, чей населенный пункт Фезулы (ныне Фьезоле — шикарный пригород Флоренции, район богатых особняков и вилл местной элиты) к тому времени уже существовал свыше 100 лет.

  • Названная первоначально Флуэнцией, впоследствии Флоренция приобрела свое настоящее имя, расшифровывающееся просто: «цветущая» (florentia). В случае этого города поговорка о том, что «как судно назовешь — так оно и поплывет», оказалась донельзя справедливой. Поплыла Флоренция гордо!

Благодаря своему чрезвычайно выгодному стратегическому расположению (до моря также рукой подать) Флоренция достаточно быстро перешла из разряда укрепленного пункта в разряд крупного города. Если во время завоевания этой области Италии (774 год) Шарлеманем (Карлом Великим) город еще не был сочтен достаточно значительным, чтобы стать столицей (ею стала Лукка), то спустя всего 250 лет Флоренция уже стала центром Тосканского маркграфства

Панорама Флоренции

Панорама

А еще почти 300 лет спустя, как гласят хроники, выросла настолько, что была вынуждена возводить уже третий ряд городских стен. К чуме 1348 года население города без малого составляло 100 000 (94 тысячи) человек, что по тому времени было очень много — случившаяся эпидемия унесла более половины.

К 15 веку Флоренция была уже очень богатым городом: основу состояний местных отцов города и Республики составляла торговля и банковское дело. В 1406 году за всего-то 206 флоринов у генуэзцев была приобретена Пиза — некогда один из самых грозных конкурентов Республики. В 1434 году к власти в городе пришел представитель известной банкирской семьи Козимо Медичи, власть которого впоследствии унаследовал Лоренцо Великолепный — с именем которого и связывают одну из самых блестящих страниц в истории города. Именно при Лоренцо в городе творили Леонардо да Винчи и Ботичелли.

"Давид" Микеланджело

«Давид» Микеланджело

  • Восстановленная в 1492 году, Республика просуществовала недолго (уже в 1537 году Медичи окончательно вернули себе власть над городом, провозгласив себя герцогами Флорентийскими), но достаточно для того, чтобы украсить главную площадь Флоренции, площадь Синьории, шедевром работы Микеланджело, статуей Давида
  • Династия Медичи еще долго правила Флоренцией, этот род пресекся только в 1737 году со смертью его последнего представителя, Джана Гастоне. Вся Тоскана вместе с ее главным городом перешла под власть Австрии

Завоеванная Наполеоном Бонапартом в 1800 году Флоренция и ее памятники почти не пострадали: разве что сменила прописку одна из главных жемчужин города, статуя Венеры Медичи, отправившаяся во Францию (потом, правда, возвращенная на родину). В 1860 году Флоренция стала частью объединившейся наконец Италии, а в период с 1865 по 1871 год даже являлась столицей государства.

С того времени и по сей день Флоренция остается в стороне от политической жизни и сопутствующей ей дрязг, оставаясь музейным городом, ведущим немного отстраненную, как будто бы мало соприкасающуюся с реальностью жизнь. Известный вред «тосканской жемчужине» нанесли отступавшие под натиском союзников немцы, в 1944 году взорвавшие все мосты через Арно и пощадившие лишь уникальный Ponte Vecchio («Старый мост»), и сильнейшее наводнение Арно, в ноябре 1966 года затопившее весь исторический центр

Понте-Веккьо

Понте-Веккьо

Сегодня Флоренция остается достаточно крупным городом (около 370 тысяч жителей), население которого в летние месяцы увеличивается многократно. Тем, кто спешит, для знакомства с главными достопримечательностями вероятно, хватит и одного дня (благо все они расположены довольно компактно) — для того же, чтобы по-настоящему почувствовать дух этого города, где когда-то по улицам ходили Данте и Джотто, Брунеллески и Микеланджело, где создавал свои трактаты Николо Макиавелли, 24 часов определенно недостаточно.