Феррара: что посмотреть и как добраться?

Феррара: что посмотреть и как добраться?

Феррара: что посмотреть? Зачем ехать в этот город туристу и как добраться? Знаковые достопримечательности Феррары, династия герцогов д’Эсте и сокровища «Алмазного дворца» — в репортаже Eurotraveler.ru, подкрепленном личными впечатлениями и фото.

Феррара — не самый большой, но и не малый город региона Эмилия-Романья в Италии: 140 тысяч жителей. В основном занятых делами, никак не связанными с туристами. Поток путешественников, а тем паче иностранцев, прибывающих сюда, исчезающе мал.

И тому есть объяснения: в Ферраре не так много мест, которые стоило бы увидеть собственными глазами. Если не считать самого старого города, чем-то напоминающего фабричные кварталы времен индустриального бума XIX века — те же прямые улицы и кирпичные дома, лишенные декора, — их всего 3!

Феррара, Италия

Немного, если помнить о разбросанных повсеместно сокровищах Венеции, до которой всего 115 км по шоссе. Но вполне достаточно, чтобы ощутить контраст, получить свежую порцию вполне оригинальных впечатлений.

Ибо Феррара действительно не похожа на большинство итальянских провинциальных городов: почти вовсе нет светлой лиричности и умиротворения, не возникает желания просто посидеть на ступенях церквей, никуда не торопиться, только впитывать атмосферу. Совсем мало зелени.

И может быть поэтому горожане любят ездить на великах — не хватает кислорода…

Феррара, велосипеды

Здесь все по делу, правильно и временами единообразно, подчинено единой вертикальной идее. Сурово, в ненастный день угнетает. И если бы не… но обо всем по порядку.

Что посмотреть в Ферраре

Мрачная громада Кастелло Эстенсе, по ощущениям втягивающего в себя даже воздух, и являвшегося настоящим эпицентром городской жизни, — несомненно, главная достопримечательность Феррары. Градообразующая!

Замок д' Эсте, Феррара

Здание впечатляет и немного пугает непреклонным обликом и высоченными стенами: даже папы во время нападений на Рим отсиживались в визуально куда менее неприступном месте — замке святого Ангела.

Путеводители и прочие блоги любят повествовать о том, какой замечательной покровительницей наук и искусств являлась династия д’Эсте, посильно двигавшая прогресс в «подведомственном» регионе. Первой в Италии перестроившая населенный пункт по правильному, регулярному плану: сказав нет кривым средневековым улочкам и ведущим в никуда тупикам.

Но один взгляд на четырехугольную резиденцию д’Эсте, высокомерно и подозрительно глядящую на город, должен сообщить туристу, что и ангелами представители этого рода не были.

История сообщает о том, что на мысль построить укрепленную крепость посреди Феррары синьора Никколо д’Эсте подвигло народное восстание, связанное с непомерными налогами. Как обычно, отделались «малой кровью»: ответственного исполнителя, которого сегодня назвали бы «стрелочникам», в буквальном смысле отдали на растерзание толпе.

Но осадок и чувство необеспеченности остались: потому в мае 1385 года была заложена крепость святого Михаила. Со временем превратившаяся в самую мощную фортификацию на Апеннинском полуострове. Во всяком случае из тех, что стоят на равнине.

Суровые стены, широкие рвы со стоячей зеленой водой, башни с подъемными мостами, решетками и бойницами… Хочется спросить: господа историки, вы ничего не путаете? А может д’Эсте были оккупантами, а не «отцами нации»?

Укрепленная резиденция со временем внутри стала настоящим дворцом. С соответствующей отделкой интерьеров, коллекцией картин: в Ферраре работали приглашенные венецианцы Сансовино (архитектор) и Тициан (сами должны знать кто). В замке д’Эсте есть даже собственный «висячий сад», в котором вполне вольготно чувствуют себя апельсиновые деревья.

Замок д' Эсте, висячий сад

Штукатурка на стенах и полотках заклеена малярным скотчем: землетрясение основательно тряхнуло Кастелло д’Эсте.

Как водится, есть и оппозитная сторона. Мрачные подземелья замка-дворца, использовавшиеся в качестве тюрьмы для непокорных горожан или проштрафившихся аристократов, среди которых порой оказывались и родственники герцогов, свидетельствуют сами за себя. В каменных мешках на стенах сохранились оригинальные надписи, сделанные узниками.

Взрослый билет в замок стоит 6 €, за ребенка 6-18 лет, сопровождающего родителя, платить не придется. Сайт: www.castelloestense.it/en?set_language=en

Феррарский собор

Который, если зайти сбоку, напоминает собой торговые ряды, а никак не предмет гордости горожан. Фасад побогаче, но куда ему до буквально кипящих гордостью и желанием показать «мы самые лучшие» Санта-Марии-дель-Фьоре или Сиенского собора.

Впрочем, фасада я не видел — он был затянут сеткой и реконструировался вместе с начинкой: Феррара пострадала от очередного землетрясения. Говорят, что восстанавливать будут до 2027 года, но фасад должны открыть обозрению осенью 2018 года.

Судя по фотографиям, лицевая сторона собора — крайне интересный образец смешения раннего романского стиля (низ) с готикой. Выглядит как минимум необычно. И потому — хотелось бы посмотреть!

Феррарский собор, фото Velvet

фото Velvet

Алмазный дворец

Palazzo dei Diamanti. Стены облицованы рустом необычной формы, напоминающим обработанные алмазы. Если фасады не будут затянуты вечной сеткой, вы увидите все это великолепие.

Алмазный дворец в Феррар

Главное сокровище внутри: национальная картинная галерея на втором (first) этаже здания. Малоизвестные феррарские живописцы XIII-XVIII веков: больше иконопись, чем живопись как таковая. Нет погружающих в транс имен, но написано хорошо, душевно. Временами наивно, но с верой и трепетом, искренне. Честно — что думали, то и рисовали!

Феррара: как добраться

Проще всего добраться до Феррары из Болоньи. Поезд преодолевает расстояние в 50 км за полчаса, проезд обойдется в 4.75 €. Есть автобусные рейсы напрямую из аэропорта, при этом автобус Bus&Fly делает аж три остановки в Ферраре. Стоит услуга подороже — 15 € за билет.

Если в аэропорту взять в аренду машину, доехать можно за три четверти часа. Удовольствие стоит 2.9 € за проезд по платным дорогам. Плюс бензин, разумеется. Парковок много, в воскресный день оставить автоможно бесплатно.

Можно выбраться в Феррару и из Венеции. В «Город на воде» туристы редко приезжают менее, чем на 3-5 дней, и посмотреть на некогда злейшего противника «Светлейшей» им буквально показано.

Региональный поезд с Санта-Лючии находится в пути 1’30, билет стоит 9.05 € (2018 год) в одну сторону. На машине ехать почти 2 часа, проезд по платным дорогам в одну сторону вынет из кармана 8 €.

© DK, Eurotraveler.ru