Нотр-Дам-де-Пари

Нотр-Дам-де-Пари

Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris), Нотр-Дам, собор Парижской Богоматери — первая достопримечательность Франции. Когда не знаешь с чего начать, сомневаешься — ибо в Париже и Франции множество достопримечательностей, — начни отсюда и не ошибешься! Собор в самом сердце Парижа, на острове Ситэ — свидетель становления и почти что ровесник Французского государства, со средневековья и до наших дней «альфа и омега» страны и ее столицы, властитель дум и хранитель духа. В линиях зданиях, его архитектуре и витражах, можно как по книге читать историю: здесь ее концентрация максимальна.

Собор Парижской Богоматери, главный фасад

  • Собор красив — строившие его люди, ЧЕЛОВЕКИ, как сказал бы Владимир Маяковский, понимали толк в прекрасном. Морис де Сюлли, архиепископ Парижский, в 1160 году задумал здание, которое должно было стать главным городским собором, но благословение папы римского, Александра III, было получено лишь 3 года спустя, в 1163. В этом же году Нотр-Дам была заложена, причем на церемонии присутствовал весь цвет католической церкви
  • Строительство продвигалось сравнительно быстро и уже в 1182 году был освящен алтарь, хотя сооружение, например, главного, западного, фасада было завершено только в 1225 году, а башен и вообще только в 1250, когда к работе уже активно подключился архитектурный гений того времени, Жан де Шель.

Два года, с 1265 по 1267 год над экстерьером собора трудился и Пьер де Монтрей, создатель лаконичной, ясной и признанной буквально всеми утонченным шедевром готического зодчества Святой Капеллы, Сент-Шапель, что стоит на том же острове Ситэ во дворе Дворца правосудия. Два мастера сформировали тот объем, что сегодня могут лицезреть туристы, приходящие на остров или проплывающие по Сене на корабликах — внутренняя отделка здания после этого продолжалась еще пол-столетия и была завершена лишь в 1315 году.

Двухбашенный и трехдверный главный фасад собора Парижской Богоматери, обращенный к площади, на которой стоит памятник Шарлеманю (Карлу Великому), наиболее известен по многочисленным фотографиям. Но то, что скрывается в глубине, еще прекраснее: парящие каменные аркбутаны, поддерживающие стены и крышу, гигантские готические розы на боковых приделах  — южная и северная — они имеют диаметр 13 метров и считаются самыми большими в мире, весь этот парящий, легкий, невесомый, божественный дворец, дают куда более полное и верное представление о том времени, нежели величественные башни главного фасада.

Проплывая мимо, вообще кажется, что это именно Нотр-Дам-де-Пари плывет в окружении садов и веков, а ты стоишь и смотришь, как мощный, увенчанный башнями, остров Ситэ рассекает воды Сены. Крышу собора покрывают множество свинцовых плиток (вероятно, идеальный и вечный кровельный материал), а уложены они на дубовые балки, держащие такой гигантский вес аж с 13 века

Нотр-Дам, вид с Сены

Отдельный интерес вызывают мифические существа, химеры и гаргульи, чьи фигуры то ли равнодушно, то ли усмехаясь, взирают на город с верхнего яруса. Гаргульи, являющие собой оконечности потолочных балок, в Средние века олицетворялись с бесами — церковь специально подчеркивала, что дьяволы держат на своих спинах крыши храмов в наказание за их деяния.

  • Что касается химер, различных фигурок фантастических существ, украшающих собой балкон и балюстраду у башен, то они появились лишь во время реставрации собора в 19 веке, предпринятой архитектором Виоле-ле-Дюком. Тем самым, что реконструировал замок Пьерфон, участвовал в восстановление крепости Каркассона, да и вообще «восстановил пол-Франции

Романтическое время в архитектуре проявилось романтически даже здесь: химеры не несут особой смысловой нагрузки, но вносят заметное разнообразие в стилистический ансамбль главного храма Франции. Сегодня туристы, к слову, ломятся в очередях лишь для того, чтобы подняться и поглядеть на них… Ну и на город с высоты заодно. Вход в собор, кстати, бесплатный — за исключением верхних галерей!

Химера на Нотр-Дам

  • Собор Нотр-Дам-де-Пари  имеет в длину 128 метров, а его высота и ширина равняются 69 метрам. Это не касается ажурного шпиля установленного позади башен и имеющего в высоту 96 метров. У собора 5 колоколов, самый большой, Эммануэль, находится в южной башне (той, что ближе к Сене) и имеет массу в 13 тонн. К сожалению, колокола не сохранились со времен постройки собора: во время Французской революции их переплавили на пушки