Рембрандт: «Даная» и другие картины в Эрмитаже

"Даная", Рембрандт

Чем знаменита картина «Даная» Рембрандта, какие шедевры мастера выставлены в петербургском Эрмитаже? Факты биографии, отличительные особенности манеры письма голландского живописца — в кратком культурологическом обзоре Eurotraveler.ru.

Рембрандт Харменс ван Рейн — гений! А не просто один из великих голландских художников. Противник компромиссов в искусстве, он не приспосабливался к мнению заказчиков и создал собственный художественный стиль. Менявшийся со временем, но все равно очень узнаваемый. Умение выделить главное и не обращать внимание на второстепенное, невероятный, почти волшебный, обыгрыш света и теней создали Рембрандту заслуженную репутацию.

Голландец достаточно полно представлен в главном художественном музее России, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Его живописные работы разных периодов выставлены специально отведенном зале за номером 254. Общее число полотен Рембрандта, которыми располагает собрание, составляет 23. Точное число имеющихся набросков, рисунков, офортов и гравюр не известно… Кстати, и выставляют их в основном на временных выставках.

«Даная»

Самая известная из картин Рембрандта в Эрмитаже. Известна главным образом не благодаря сюжету, но своей несчастливой судьбе: 15 июня 1985 года сумасшедший посетитель облил ее серной кислотой, а затем дважды пырнул ножом.

Предпринятая реставрация не смогла вернуть «Данае» прежний вид — потеки кислоты сегодня хорошо видны (на заставке статьи — оригинал). Но в целом 12 лет кропотливой работы вернули шедевр обществу: edu.hermitage.ru/catalogs/1420744234/themes/1420744275/article/1420744329.

Заметим, что над «Данаей» Рембрандт работал более десятилетия. Начал ее в 1636 году и (ориентировочно) закончил лишь в 1647! При этом, как подтверждают данные радиографического исследования, многократно менялась композиция, переписывались фигуры и предметы.

Служанку, например, художник в итоге отодвинул почти за драпировку. А от золотого дождя, в виде которого к Данае спускается Зевс, и вовсе отказался, заменив его струящимся светом. Как считают эксперты, это было сделано потому, что в живописи XVII века падающие монеты олицетворялись с продажной любовью.

Непонятно, с кого Рембрандт писал лицо Данаи. Ни одно из трех обнаруженных рентгеном не похоже на жену художника Саскию.

Кое-какие композиционные решения заимствованы, вероятно, у Тициана, написавшего несколько картин на эту тему. А определенная полнота фигуры, возможно, навеяна полотнами Рубенса. Никто до сих пор не может объяснить положение правой руки Данаи: то ли она закрывается от света, то ли собирается приветствовать Зевса.

От «Старика-воина» до «Давида и Ионафана»

«Старик-воин» — небольшой портрет или даже трони, авторство которого до сих пор оспаривается. Некоторые эксперты полагают, что работа, датируемая 1630-1631 годами, принадлежит кисти известного ученика Рембрандта, Геррита Доу. Который специализировался именно на трони, и достиг в ней вершин мастерства.

Изображенный на картине человек долгое время считался отцом Рембрандта. Но впоследствии эксперты деклассировали его до обычного натурщика. Изображенного, кстати, на многих картинах как самого Харменса ван Рейна, так и Доу — «Старик, рассматривающий глобус».

Эрмитажный «Портрет ученого» совершенно точно — ранний Рембрандт. Окончательно перебравшийся из Лейдена в Амстердам художник тогда быстро обрастал заказчиками и много писал.

Фигура не статична и этим отличается от большинства портретов своего времени — ученого буквально застали врасплох. Полуоткрытый рот и растерянный взгляд свидетельствуют об этом со всей очевидностью.

Прекрасна «Флора» — на картине изображена тремя месяцами (1634 год) ранее ставшая женой Рембрандта Саския ван Эйленбюрх. Женщина одета в роскошные восточные одежды женщина, на голове — венок из цветов. Она — явно на сносях, хотя тогда Саския еще не ждала ребенка. Впрочем, подобный прием предвкушения желаемого события вполне характерен для живописи той эпохи, щедрой на аллегории.

"Флора", Рембрандт

При вдумчивом изучении потрясает картина «Снятие с креста», написанная в том же 1634 году. В ней художник отражает свои долгие размышления и переживания на тему Голгофы. Резок контраст света и тени, все внимание сосредоточено на безжизненном теле Христа, мертвенно-бледном лице Богоматери.

"Снятие с креста", Рембрандт

«Давид и Ионафан» — первая картина Рембрандта, которая появилась в России. В 1716 году ее приобрел Петр I. Она долго висела в петергофском Монплезире, прежде чем попала в Эрмитаж.

Написано полотно в 1642 году после смерти Саскии. И, видимо, отражает чувства художника на тему неминуемого расставания.

Золотоволосый Давид, победитель Голиафа, в отчаянии склоняется на грудь своего друга, царского сына Ионафана — он вынужден бежать, опасаясь ревности Саула. Если задержать взгляд на лице Ионафана, можно заметить автопортретное сходство с самим Рембрандтом.

«Святое семейство»

Эта картина, написанная в 1645 году, — одна из лучших в весьма богатом (более 500 работ) портфолио Рембрандта. Мир и покой царили в тот период в душе художника, и ровно такие же чувства отражены им на полотне.

Несмотря на библейский сюжет происходящее выглядит обычной жанровой сценкой из жизни небогатой голландской семьи. В лице Богоматери угадываются черты Хендрикье Стоффелс, спутницы мастера в последние 15 лет его жизни. Первый ангел похож на сына от первого брака Титуса. Отец, плотник Иосиф, напротив, лишь угадывается.

Благодаря блестящей работе со светотенью, скрадывающей детали и освещающей главное, «Святое семейство» считается истинным шедевром живописи.

"Святое семейство", Рембрандт

Старики Рембрандта

В 50-х и 60-х годах XVII века акцент голландского живописца немного смещается. Теперь его больше интересует осмысление пройденного пути, он пытается заглянуть в глубь человеческой души.

Полны достоинства и мудрости, но в тоже время и усталости «Старик в красном», «Портрет старика-еврея», «Портрет пожилой женщины». Герои полотен погружены в себя, на диалог со зрителем нет и намека.

«Падение Амана» и «Возвращение блудного сына»

Массу эмоций порождает и «Падение Амана». Выставленное в 2019 году после длительной реставрации, картина считается одной из самых загадочных из написанных Рембрандтом. Много лет ведутся споры на тему ее сюжета, поскольку некоторые эксперты считают невероятным, чтобы художник изобразил подлого и кровожадного Амана из Книги Эсфирь в таком вызывающем сочувствие образе. И дают собственную трактовку: будто бы изображен Урия, которого царь Давид посылает на войну дабы овладеть его женой.

Практически вовсе не интересуют Рембрандта детали в картине «Возвращение блудного сына», созданной им незадолго до смерти в 1669 году. Лицо старика-отца не выписано, но будто светится изнутри. Блудный сын одет в лохмотья и обрит как каторжник. Припал к отцу, застыв в такой позе, что абсолютно ясно — он потрясен приемом. И после лет странствий и бед счастлив вновь вернуться под родительский кров.

"Возвращение блудного сына", Рембрандт

Как и многие другие полотна мастера, «Возвращение блудного сына» написано не на заказ. Является плодом долгого осмысления прожитой жизни, буквально вечным посылом художника будущим поколениям. Повествует о любви и вере, великодушии и милосердии.

Необычные экскурсии

Рекомендуем